Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство детей со средствами музыкальной выразительности»

Татьяна Семенова
Конспект занятия «Знакомство детей со средствами музыкальной выразительности»

Конспект

музыкального занятия в подготовительной группе.

Тема: «Знакомство детей со средствами

музыкальной выразительности».

Цель: Расширять познания детей о музыкальной выразительности, развивать внимание, музыкальную память, слух, ритм. Учить анализировать музыкальные произведения, делать выводы.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей со средствами музыкальной выразительности“» размещена в разделах

Различать мажор и минор на слух, сопоставлять музыкальные произведения с художественным словом и изобразительной деятельностью. Воспитывать любовь к музыке. Расширять словарный запас у детей - мажор и минор.

Оборудование: магнитная доска с нотным станом, ноты разной длительности. Дидактическая игра «Три цветка». Стенд с рисунками детей.

Ход занятия.

В зал спокойно друг за другом входят дети подготовительной группы.

Музыкальный руководитель. Посмотрите дети, сколько сегодня к нам пришло гостей. А теперь внимательно послушайте меня:

Тихо - тихо встали рядом -

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены -

Вся земля видна вокруг:

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И ведёт нас за собой.

Я приглашаю отправится в удивительный мир музыки, слушайте её, и она поведёт вас за собой. Дети выполняют игровое упражнение

«Громко - тихо» :

1. Шаг с носка, на носках, на пятках.

2. Приставной шаг с притопом, приставной шаг на носок.

3. Подскоки.

4. Лёгкий бег.

2-й ребё нок: Может нежной полусказкой

Нас, шутя, развеселить

И рассыпаться вдруг пляской Всех в «Кадриле» закружить.

Дети исполняют танец «Кадриль»

Синьор «Мажор» :

Так пусть всегда, так пусть везде Улыбка красит лица.

Синьор «Минор» :

Улыбка с грустью попалам Вам тоже пригодится

Синьор «Мажор» :

А станет страшно вдруг в пути Смелей дружок не трусь!

Ты позови: «Синьор Мажор» -

Я тут же появлюсь!

Синьор «Минор» :

А если грустные деньки Припомнить захотим - Зовите так: «Синьор Минор»

И вместе погрустим.

«Мажор» и «Минор» прощаются.

Муз. Рук - ль: Музыка вдруг смолкла,

Но так ли это?

Кажется сейчас она звучит и будет звучать долго - долго, ещё звучать для каждого из нас. Она будет звать в неведомые дали, звенеть, искрится радугой - дугой. Как будто нам Жар - птицу в руки дали, и напоили живой водой.

Тот каждый день с волнением будем ждать Когда мы вместе дверь в страну мелодий Ключом скрипичным отомкнём опять!

Дети садятся на стульчики.

Муз. Рук - ль. На музыкальных занятиях мы говорили о том, что звуки музыки могут передавать настроение, выражать различные чувства и состояния человека: нежность и бодрость, волнение и покой, грусть и радость. А какой ещё по настроению и характеру может быть музыка?

Дети: весёлой, радостной, игривой, озорной, грустной, печальной, ласковой, спокойной, доброй, тревожной, загадочной.

Муз. Рук - ль: посмотрите, эту необыкновенную шкатулку подарила нам Королева Музыки, но открыть её не просто. Ключиком к этой шкатулке могут быть только наши голоса. Когда они верно передают мелодию песни, исполняют её выразительно - шкатулка открывается. Трудно спеть песню без подготовки. Голоса нужно настроить. Сегодня нам помогут знакомые попевки. Распевание и музыкальная грамотность. Музыкальный руководитель играет попевку, ребёнок узнавший её загадывает загадку.

Ребё нок: Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый. (василёк).

Дети поют попевку, прохлопывают её, а один ребёнок выкладывает на доске нотами.

Вторая попевка «Шаловливые сосульки». Дети её поют и подыгрывают себе на музыкальных инструментах (колокольчики, треугольник)

Смотрите ребята, наша шкатулка открылась, посмотрите в ней лежат цветы, да необычные. Вот цветок весёлый, а это грустный. Ребята, а ещё в музыке есть два лада, как они называются?

Дети: мажорный лад и минорный.

Муз. Рук - ль: дети, внимательно послушайте и скажите какой это лад? Звучат мажорные и минорные трезвучия. Дети определяют их характер.

Посмотрите ребята, к нам пришли гости. Давайте подойдём к ширме и познакомимся с ними.

1 -я Кукла: Друзья, представится спешу -

Знакомству очень рад.

Меня зовут синьор Мажор

Я лучший друг ребят.

С собой всегда я приношу

Улыбку, шутку, смех.

И если дружен ты со мной,

То ждёт тебя успех.

2-я Кукла: Меня зовут сеньор Минор

И вот что вам скажу:

Со смехом мне не по пути

Я грустью дорожу.

Люблю, вздыхая, слёзы лить.

И предлагаю вам:

Давайте вместе погрустим -

О чём не знаю сам.

Сейчас мы поиграем в игру «Угадайка». Детям предлагается мелодия и нужно определить её настроение.

«Болезнь куклы».

Какая по настроению эта пьеса?

Дети: грустная, печальная, звуки музыки похожи на слёзы, которые падают из глаз куклы.

Муз. Рук-ль: Скажите, какой лад? Покажите цветок, который показывает, что эта пьеса грустная, написана в миноре.

«Новая кукла».

Дети слушают отрывок из пьесы.

Что можно сказать об характере этого произведения?

Дети: музыка радостная, стремительная, девочка рада новой кукле. Она кружится, танцует, наверное чувствует себя счастливой.

Дети показывают цветок, определяющий лад пьесы.

«Старинная французская песенка».

На что похоже это музыкальное произведение?

Дети: на песню На какую песню?

Дети: на колыбельную и немного печальную.

Муз. Рук - ль: колыбельные песни обычно звучат в спокойном темпе, медленно, легко, тихо. Давайте передадим характер этой музыки движением рук. Послушайте небольшой отрывок ещё раз.

«Марш деревянных солдатиков».

Музыка отрывистая, четкая, бодрая, под неё можно маршировать.

Сейчас мы прослушали несколько произведений, которые написал великий русский композитор П. И. Чайковский. Как называется альбом, в котором собраны все эти произведения.

Дети: Это «Детский альбом» П. И. Чайковского.

Муз. Рук - ль: а сегодня вы услышите новое музыкальное произведение П. И. Чайковского «Подснежник». На фоне музыке звучит стихотворение «Подснежник» -

„ В лесу, где берёзки Столпились гурьбой Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

Я знаю погода - погода тепла и ясна.

Скажите, ведь правда, что это весна?

Слушается произведение в грамзаписе.

Муз. Рук - ль: определите сколько музыкальных частей

прозвучало в этом произведении?

Дети: 3 части, первая и третья одинаковые.

Муз. Рук - ль: а теперь подарите нашим гостям цветы, в соответствии с их характером. Что ж дорогие гости, правильно вам дети цветы подарили?

Льётся музыка рекой Вьётся нежную строкой Словно звуков половодье Захлестнуло всё вокруг И кораблики мелодий Выплывают из - под рук.

Мы дарим нашим гостям песни, одну синьору «Мажору», а вторую синьору «Минору». Дети исполняют песни: «Звёздочка» и

«Почемучки».

й ребё нок: И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех Озорных мелодий звуки Песни, пляски, шутки, смех.

й ребё нок: Может нежной полусказкой

Нас, шутя, развеселить И рассыпаться вдруг пляской Всех в «Кадриле» закружить.

Дети исполняют танец «Кадриль»

Синьор «Мажор» :

Так пусть всегда, так пусть везде Улыбка красит лица.

Синьор «Минор» :

Улыбка с грустью попалам Вам тоже пригодится

Синьор «Мажор» :

А станет страшно вдруг в пути Смелей дружок не трусь!

Ты позови: «Синьор Мажор» - Я тут же появлюсь!

Синьор «Минор» :

А если грустные деньки Припомнить захотим -

Зовите так: «Синьор Минор»

И вместе погрустим.

«Мажор» и «Минор» прощаются.

Муз. Рук - ль: Музыка вдруг смолкла,

Но так ли это?

Кажется сейчас она звучит и будет звучать долго - долго, ещё звучать для каждого из нас. Она будет звать в неведомые дали, звенеть, искрится радугой - дугой. Как будто нам Жар - птицу в руки дали, и напоили живой водой.

Тот каждый день с волнением будем ждать Когда мы вместе дверь в страну мелодий Ключом скрипичным отомкнём опять!

Публикации по теме:

Презентация: «Музыкально-дидактические игры по обучению восприятию музыки» Цель: научить воспринимать музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных средств обучения. Одной из важных задач всестороннего.

Исследовательский проект «Я учусь петь» Автор Чаплыгина Даша 5 лет. Руководитель проекта Миляева Л. В. Выбор темы: Музыка в моей жизни занимает огромное место. В нашей семье все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство детей со средствами музыкальной выразительности»
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 01:08
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД