Получи документы

Консультации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» (1 фото)

Татьяна Силюкина
Консультации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка

(1-й слайд - тема консультации)

– это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

В свою очередь, понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому

(2-й слайд - высказывание Сухомлинского)

Публикация «Консультации для педагогов „Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников“» размещена в разделах

выдающийся педагог современности В. А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что её системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».

«Нравственное воспитание» – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а в дальнейшем воспитанию любви к своему посёлку, своей малой родине, к своей стране.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от педагогов особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку.

Чувство любви к Родине начинается у ребёнка именно с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае.

Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи. Я всегда рекомендую родителям играть дома с детьми в такие игры, которые формируют умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания. А в группе мы играем в дидактические, пальчиковые и подвижные игры, направленные на трудовое и патриотическое воспитание детей.

(имеется игротека перечисленных игр)

Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Вот почему зачастую нам, педагогам, приходиться воспитывать не только дошкольников, но и их родителей, объясняя им их важность в воспитании детей.

( 3-й слайд: фото заседания семейного клуба в честь Дня Матери)

Традиционными стали тематические встречи с родителями посвящённые дню матери,

( 4-й слайд: фото заседания "сильной половины" семейного клуба на день Защитника Отечества)

дню защитника Отечества,

( 5-й слайд: семейная встреча в семейном клубе в день Семьи)

дню семьи, и др.

Народная педагогика располагает разнообразными средствами нравственно-патриотического воспитания детей. Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Особым жанром, влияющим на нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Концентрированность, емкость образа, в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, которое в них заложено, многовариантность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию с нравственным содержанием, что рождает у ребёнка потребность найти ее решение.

Понятным и ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном языке, родной природе. Отбирая данные пословицы, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста.

(6-й слайд)

Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая, что мать родная» и др.

Предлагаю и вам поиграть в игру «Собери пословицы»

То есть, формирование у дошкольников любви к своей родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания

С целью формирования у ребёнка чувства любви к Родине, следует воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, а также формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

(7-й слайд)

Мы регулярно (и уже не только с детьми старшего возраста) проводим акцию «Наведём порядок на участке нашем, и весь посёлок наш станет краше»

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или посёлок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

( 8-й и 9-й слайды: изображения на карте)

Это знакомство с обозначением на карте границ России, округа, района, посёлка.

То есть, диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется. Это и страна, и округ, и район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.

Детям объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город или посёлок, где он родился, живёт, учится и трудится. Для этого необходимы экскурсии по родному посёлку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

С помощью таких наблюдений можно достичь главной цели - познакомить с особенностями родного края, пробудив в сердце ребёнка интерес к нему, показать ему жизнь всей страны, воспитать любовь к отечеству. Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город славен своими памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлеборобов и т. д. Замечательно и неповторимо народное творчество: умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, село Богородское радует малышей деревянными игрушками.

Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Пока в нашем посёлке не освящается какой-то конкретный вид народного промысла, мы с детьми кружка

(10-й, 11-й и 12-й слайды: описание узора и работы детей)

«Мы – унъюганцы» придумали «унъюганский узор» и с помощью ватных палочек украшаем им различные обычные предметы, начиная с силуэтов традиционных русских матрёшек.

В старших группах следует так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

люди работают на заводах, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. (в зависимости от специфики области). Они всегда готовы помочь друг другу, результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живет в данной местности:

также, в родном районе, посёлке, как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;

в родном крае могут жить люди разных национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

( 13-й слайд: фото лесовоза на лесной деляне)

Так, я знакомлю детей с промыслом нашего посёлка, обращая внимание на пользу добываемого ранее леса для других городов нашей страны.

Такую задачу можно решить только умело, сочетая наблюдения с рассматриванием картин и иллюстраций к книгам.

( 14-й слайд: фото природы и зданий родного посёлка)

А в работе кружка «Мы – унъюганцы» используются авторские подлинные фотоматериалы.

Таким образом, перед ребёнком шире откроется окно в мир, ему легче будет сделать необходимые обобщения, проявить возникшие чувства.

Также, не менее важное значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо.

Педагог должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей:

( 15-й слайд: фото детей в НОД)

занятиями,

( 16-й слайд: фото детей в трудовой деятельности на участке)

трудовой деятельностью,

( 17-й слайд: фото детей в игровой деятельности на закрепление государственных символов

игрой,

а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Задаче нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Консультации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Публикации по теме:

Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.

Проект «Живи в веках, моя Россия» (презентация) Актуальность проекта: нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 23:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД