Получи документы

Консультации для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога».

Олейникова Алла Ивановна
Консультации для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога».

Арт-терапия.

Раскрасим мир детства яркими красками!

Гуманистический подход к образованию требует от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Одна из особенностей маленького пациента заключается в том, что он в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих проблем и переживаний. Для него естественна невербальная экспрессия, в том числе изобразительная. Это оказывается особенно значимо, если у ребенка имеются речевые нарушения. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания непосредственнее и живее, чем в словах, «звучат» в изобразительной продукции. Запечатленные в ней, они легко доступны для восприятия и анализа.

Публикация «Консультации для педагогов „Здоровьесберегающие технологии в практике педагога“,» размещена в разделах

Мышление ребенка образнее и конкретнее мышления большинства взрослых, поэтому он использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею. По рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для «разработки» их в изобразительной форме, следует учитывать живость и богатство детской фантазии. Немаловажна и ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности. Все это можно использовать, создавая в группе особую атмосферу игры и творчества и подбирая вместе с детьми соответствующие сюжеты и темы в качестве основы индивидуальной и групповой арттерапии.

Существенным обстоятельством оказывается и то, что изобразительные материалы и предметы игровой деятельности являются для ребенка важными «партнерами» коммуникации. Ребенок проявляет по отношению к ним характерные для себя и связанные с личным опытом способы построения отношений, те или иные эмоциональные реакции, в которых очевидны проявления переноса. Это давно было замечено детскими психотерапевтами и использовано при разработке различных техник, позволяющих наладить контакт с ребенком посредством предметов и материалов его игровой деятельности (М. Клейн, М. Милнер, Д. Винникотт, М. Ловенфельд и др.). С этим же связаны и богатые возможности реконструктивного, психотерапевтического воздействия, опирающегося на самоисцеляющие тенденции детской психики, которая посредством реорганизации окружающего игрового пространства стремится «творчески ответить» на болезнь или имеющиеся у ребенка проблемы.

Одним из средств, способным решить все эти задачи, является искусство. Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Грабаров, В. П. Кащенко и др.

Все это находит свое отражение в работе под названием «арттерапия».

В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений. Но в основном, рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции.

Различают несколько основных видов арттерапии:

- художественная;

- танцевальная;

- музыкальная;

- игровая;

- песочная;

- сказкотерапия.

Основными функциями арттерапия являются: катарсистиче-ская (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

В последнее время, в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка в условиях дошкольных учреждений наблюдается комплексное использование различных психо-коррекционных методик, среди которых важное место занимает арттерапия.

Арттерапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с ребенком, с проблемами, ставить и решать конкретные коррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.

Арттерапия является компонентом здоровьеобеспечения учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

В ДОУ, где я являюсь воспитателем, этот метод носит вид увлекательных творческих мероприятий. Наиболее доступна и интересна детям художественная терапия: рисование, аппликация, лепка из различных материалов (пластилин, глина, соленое тесто) оригами и т. д. В дополнение к этому направлению арттерапии, возможно использование музыкальной терапии, как сопровождения процесса работы, так и проведение итогового разгрузочного момента.

Цели и задачи, которые ставятся при проведении работы по арттерапии, заключаются в следующем:

- развивать у детей воображение, интерес к творчеству;

- стимулировать в детях появление положительных эмоций и развивать умение справляться с отрицательными;

- развивать у детей понимание эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, грусть и т. д.);

- развивать личностные качества детей (активность, общительность, уверенность в своих способностях);

- освоение с детьми опыта построения межличностных отношений;

- развитие самоконтроля, повышение самооценки.

Занятия по арттерапии мы проводим путем интеграции ее различных видов. Работа в данном направлении дает видимые и значимые результаты. На занятиях дети освобождаются от негативных эмоций, стрессов, становятся раскованными в общении, избавляются от неуверенности в себе, видят продукты своего труда и искренне выражают чувства радости и восхищения собственным возможностям.

В процессе работы по арттерапии у детей формируется осознание собственной значимости, успешности, потребность во внимании и признании их достоинств. Ребенок расслабляется, успокаивается. Агрессия, либо замкнутость заменяется творчеством. Формируется способность детей проводить самооценку собственным возможностям и тем самым изменяется отношение к окружающему миру, решаются вопросы социально-личностного роста и развития ребенка. Так же развивается творческий потенциал детей, стимулируется развитие речи. При групповой работе развиваются коммуникативные качества воспитанников.

Проводимые занятия находят свое отражение в галереи «Творец своего счастья», что так же дает возможность использовать эти данные в работе по педагогическому образованию родителей и активно стимулирует их на сотрудничество. А проведение различных конкурсов, с привлечением родителей к работе с детьми, решает многие проблемы организации воспитания в семье, путем объединения усилий, для достижения общей цели, заинтересованности и возможности глубже заглянуть в душевный мир своего ребенка.

Галерея «Творец своего счастья»

Публикации по теме:

«Инновационные технологии в логопедической практике». «Инновационные технологии в логопедической практике». Как известно,у нас в стране проходит реформа образования, а с 1 января 2015 года.

Анализ работы по теме «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Самообразование по теме «Здоровьесберегающие технологии» Воспитатель МБДОУ «Детский сад» д. Захарвань Чупрова Галина Григорьевна Здоровье.

Фотоотчет «Умные движения» о применении кинезиологических упражнений в практике педагога-психолога ДОУФотоотчет «Умные движения» о применении кинезиологических упражнений в практике педагога-психолога ДОУ Кинезиология – наука очень интересная, относительно новая и, что самое замечательное, действительно помогает детям и взрослым в преодолении.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста» МАОУ СОШ № 2 пгт Серышево, структурное подразделение- Детский сад № 3 Мастер-класс воспитателя Ланец Надежды Александровны Тема: «Здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ (из опыта работы) Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1 СЛАЙД: Добрый день уважаемые коллеги! В наши дни, проблема сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти в повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике Цель: • познакомить родителей с современными здоровьесберегающими технологиями ДОУ; • показать применение технологий в ходе работы с детьми.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога ДОУ Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Морское приключение». Программные задачи: Образовательные: упражнять в ходьбе.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с дошкольниками и их родителями Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога С дошкольниками и их родителямиСоставитель: Смолина Юлия Геннадьевна Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультации для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога».
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 23:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД