Памятки для родителей

Ирина Софьина
Памятки для родителей

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Для выработки правильного произношения Вашему ребёнку необходимы увлекательные игры-тренировки артикуляционного аппарата.

Поощряйте ребёнка за малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

«ЛОПАТОЧКА»

Рот открыт, широкий расслабленный язык ле жит на нижней губе.

У меня лопатка –

Широка да гладка.

«ЧАШЕЧКА»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай? Тогда не зевай!

Рот открывай, чашку доставай.

«СТРЕЛОЧКА»

Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

Раскрывай пошире рот

И тяни язык вперёд.

1, 2, 3, 4, 5 – стрелку будем выполнять.

«ТРУБОЧКА»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперёд тяни

Да края его загни.

До чего же хороша

Наша трубочка-труба!

«ГРИБОК»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

Очень вкусные они.

Язычок поставили,

Как грибок достали мы.

В лес пошли мы погулять

И грибков насобирать.

Упражнения выполняйте

перед зеркалом!

МИНУТКИ ЗДОРОВОЙ РЕЧИ

МАМЫ И ПАПЫ!

Если ваш ребёнок плохо говорит…

• Используйте эти игровые приёмы. В них отразится не только помощь, но и ваша душа.

• Соединяйте полезное с приятным и забавным!

Итак, ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ:

Произносите, часто меняя звуки П – Б (Папа – бабушка). Пусть он с удовольствием мимически изображает старенькую бабушку или напыщенного папу.

Произносите на широкой улыбке, часто меняя звуки Т – Д (тётя – дядя).

Произносите на гримасе Бабы Яги: глаза вытаращены, шея напряжена, пальцы рук растопырены, голос идёт из живота, язык лежит на нижней губе, меняя звуки К – Г (конфеты – Гуси). Будто бы Баба Яга кого-то пугает.

Выполняйте эти упражнения перед зеркалом не более 30 секунд.

Они способствуют формированию навыка правильного произношения, развитию интонационной выразительности речи, а также освежению голоса, снятию отёка с голосовых связок.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

(«СЛОВЕСНЫЕ САЛАТЫ»)

МАМЫ И ПАПЫ!

Проводите с ребёнком дома игры, которые знакомят его со словами. Слова можно отыскать повсюду: на кухне, в ванной, прихожей и т. д. И составлять из них «словесные салаты».

Играя, ребёнок учится не только правильно отыскивать нужное слово, но и знакомится с его образованием. Таким образом, развивается грамматический строй речи. Например, на кухне:

Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты.

Какой салат сделаем из капусты? (КАПУСТНЫЙ).

Из свеклы? (СВЕКОЛЬНЫЙ).

Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (КАБАЧКОВАЯ).

Из баклажанов? (БАКЛАЖАННАЯ).

Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (КАРТОФЕЛЬНОЕ).

Из других овощей сделаем салат. Какой салат? (ОВОЩНОЙ).

Будьте терпеливы и внимательны к своему ребёнку, помогайте ему проговаривать правильно каждое слово. Играйте всей семьёй!

Я ДАРЮ ТЕБЕ СЛОВЕЧКО…

МАМЫ И ПАПЫ!

Введите в жизнь своей семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко».

Один раз в неделю, например, в выходной день, «дарите» ребёнку новое для него слово. Не просто называйте его, но и обязательно объясняйте значения.

Слова могут быть самые разные:

«весенние»: капель, подснежник, проталинка, ручейки…

«сладкие»: мармелад, джем, щербет, халва…

«тяжёлые»: гиря, штанга…

«лёгкие»: пух, снежинка, пёрышко, воздушный шар…

«вежливые»: извините, пожалуйста, доброй ночи, благодарю…

• И т. д.

Почаще вспоминайте эти новые слова. Пусть ребёнок повторяет их, называет, показывает на предметах, если это возможно. Можно выделить и любимые для ребёнка слова.

Так Вы пополните словарный запас ребёнка, поможете ему вслушиваться в звучание слов и правильно их произносить.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

СВОБОДНЫЙ РАЗГОВОР С ВАМИ,

РОДИТЕЛИ!

Затруднения в речи травмируют психику ребёнка. Поэтому постарайтесь создать дома щадящий речевой режим, который поможет снять чрезмерную возбудимость, исключит на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему ребёнка к формированию правильного речевого навыка.

ДЛЯ ЭТОГО:

* Следите за своей речью. Говорите между собой и с ребёнком спокойно и небыстро. Но чётко предъявляйте посильные требования к нему.

* Переключайте внимание ребёнка на другой вид деятельности, покажите что-то новое и интересное.

* Ограничьте контакты ребёнка с новыми для него людьми. Постарайтесь исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки в гости, посещение детских праздников и т. п.).

* Ограничьте просмотры телепередач, так как избыточная информация истощает нервную систему и усиливает заикание.

* Организуйте проведение дома игр-

молчанок.

ИГРЫ-МОЛЧАНКИ

с заикающимся ребёнком для вас,

РОДИТЕЛИ!

Для уменьшения напряжённости речи ребёнка заинтересуйте его необходимостью ПОМОЛЧАТЬ.

Вам поможет игра.

Расскажите о её содержании и объясните, что главное условие – МОЛЧАНИЕ. Молча можно выслушать речь взрослого, рисовать, вырезать, вышивать, выпиливать, делать аппликации, играть в разведчика, в охоту, в подводное плавание и т. п.

Игровые ситуации

«МОЛЧАНКА».

Поставьте песочные часы и объявите ребёнку: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Заговоришь раньше, с тебя – фант».

В течение определённого времени ребёнок молча занимается рисованием, лепкой и т. д. Проиграв, он отдаёт фант (значок, игрушку и т. п.). Спрячьте фант, а потом выдайте его как выигрыш в другой игре.

«В КИНО» или «В ТЕАТРЕ».

Предложите ребёнку «отправиться» в кино или в театр. Скажите, что в зрительном зале надо сидеть спокойно, чтобы не мешать другим. В это время ребёнок смотрит сам или показывает куклам открытки, альбом, книги, диафильм. Присвойте ребёнку звание «Лучший зритель!».

При заикании появляется сильное напряжение в органах речи. Ребёнок нервничает, и заикание усиливается. Хотите ли Вы помочь своему ребёнку? Тогда научите его преодолевать мышечное напряжение с помощью игровых упражнений.

Начните сначала с расслабления мышц рук.

«КУЛАЧКИ»

Посадите ребёнка на стул в позе покоя (руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены). При выполнении используйте художественное слово:

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением пальчики прижаты.

(Пусть ребёнок сожмёт пальцы в кулачок покрепче. Сильное напряжение).

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики!

(Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестань сжимать пальцы, распрями их. Вот и расслабились руки. Легко, приятно стало).

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

«СЕКРЕТЫ ПОМОЩИ»

ДЛЯ МАМ И ПАП

Следующий секрет – это расслабление речевого аппарата. Когда ребёнок заикается, его артикуляционные мышцы напряжены. Научите его расслаблять мышцы губ, нижней челюсти.

Вам помогут игровые упражнения

«ХОБОТОК»

Подражаю я слону: губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны.

«ЛЯГУШКИ»

Вот понравится лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну и перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рассла-а-бле-ны…

«ОРЕШЕК»

Зубы крепче мы сожмём,

А потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

ЕСЛИ РЕБЁНОК ЗАИКАЕТСЯ…

«СЕКРЕТЫ ПОМОЩИ» РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

МАМЫ И ПАПЫ!

Для спокойной речи мне необходимо спокойное речевое дыхание. У меня оно нарушено. Чтобы снять напряжение, научите меня расслаблять мышцы живота и шеи.

А «секрет помощи» - игра. Поиграйте со мной в эти замечательные игры дома! «ШАРИК»

Я положу руку на живот и представлю, что надуваю воздушный шар: «Надую живот спокойно, как будто у меня маленький шарик. Я делаю спокойный вдох животом, а рукой чувствую небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя»:

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко…ровно…глубоко… (3 раза).

А теперь расслабляем мышцы шеи под текст моего любимого стихотворения

«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»

Любопытная Варвара

Смотрит влево… Смотрит вправо…

А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена! И рассла-а-бле-на…

(Повторить по 2 раза в каждую сторону).

вести себя с ребёнком, который

З А И К А Е Т С Я

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Вы хотите найти путь

к пониманию своего ребёнка?

Тогда обратите, пожалуйста, внимание на эти важные «НЕ» в общении с ним.

НЕ НАДО:

• всем своим видом подчёркивать своё беспокойство;

• впадать в панику;

• пугать ребёнка;

• ссориться, конфликтовать;

• акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребёнка жалеть его;

• заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова;

• поправлять;

• постоянно вовлекать его в беседы и разговоры;

• передразнивать;

• поощрять шумные компании;

• увеличивать интеллектуальную нагрузку.

Помните, что СРОКИ прекращения заикания

во многом зависят от Вас!

ОКНО, или Очень Короткие НОвости о РЕЧЕВОМ

РАЗВИТИИ дошкольников

Уважаемые родители!

В 4 года фразовая речь ребёнка включает предложения из 5-6 слов. В 4,5-5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере готовит ребёнка к овладению письменной речью. К 6 годам формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

• ограничен бытовой словарь;

• не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия по обобщающему признаку;

• затрудняется заменить слово синонимом;

• не активен в речевом общении;

• неправильно произносит звуки;

• искажает слоговую структуру слова;

• не может связно рассказать о происходящем событии.

Если у вас появились основания для

беспокойства, обязательно

проконсультируйтесь со специалистом!

О РЕЧЕВОМ

РАЗВИТИИ малышей

Уважаемые родители!

К 3 годам потребность в общении со взрослыми и сверстниками у малыша возрастает. Увеличивается его словарный запас, появляется стремление к словотворчеству. Воспринимает простые небольшие по объёму сказки, рассказы. Способен понимать вопросы взрослого и отвечать на них.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА:

• стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребёнка словам;

• при появлении речевого подражания вместо целого слова воспроизводит только его часть или искажает всё слово;

• не использует в речи глаголы;

• не строит предложений;

• стоит предложения, грамматически неверно оформленные;

• во время речи кончик языка высовывает между зубами;

• произносит звуки «с хлюпаньем»;

• не говорит о себе в первом лице.

При наличии подобных оснований следует обязательно обратиться к специалистам!

Публикации по теме:

Сам себе логопед (тренинг с родителями) Эти трудные звуки При работе над формированием правильного звукопроизношения очень важна совместная работа родителями. Ведь требуется многократные.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • ПДД
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Памятки для родителей
Опубликовано: 17 марта 2014 в 17:43
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделки из природного материала и пластилина.
Наступила календарная зима, но в нашем крае по-осеннему пасмурно, сыро, сильные ветра с дождем. Грязь и слякоть частенько нам с ребятами не позволяют...
Фотоотчет «Праздник Осени»
Праздник осени - один из самых первых праздников в учебном году. Дети разучивают стихи, песни, танцы. И все это для того, чтобы порадовать красавицу-осень. В...
Мастер-класс «Открытка к празднику»
Праздник любят все, и подарки тоже. Но особенно приятно подарки дарить. А уж когда подарок выполнен с душой, да своими руками, приятнее вдвойне! Предлагаю...
Хлебный человек. Сказка.
Предлагаю вашему вниманию свою новую сказку. Специально включила в нее слова: пестунья, шанежки, расстегайчики, страда, бирюльки. Пояснение этих слов детям,...
Проект «Новый год у ворот» для воспитанников старшей группы
Цель проекта: Познакомить детей с историей Нового года, его особенностями и значением в жизни людей, приобщать к культуре новогоднего праздника, его...