Папки-передвижки

Консультация для молодых специалистов «Создание образовательного пространства в ДОУ»

Лариса Слободян
Консультация для молодых специалистов «Создание образовательного пространства в ДОУ»

Единое образовательное пространство ДОУ – это единое пространство, в рамках которого осуществляется образование и полноценное развитие дошкольника. На протяжении всего дошкольного детства должно происходить объединение семьи воспитуемого и детского сада в единое целое образовательное пространство.

Любознательность или познавательная активность - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира.

Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.

Публикация «Консультация для молодых специалистов „Создание образовательного пространства в ДОУ“» размещена в разделах

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Активность выражается в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в заинтересованном принятии информации, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом интересном материале.

Одной из основных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация образовательного процесса, который направлен на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. А так как, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная, то формирование познавательной активности одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике.

С ведением ФГОС дошкольного образования, образовательный процесс дошкольника необходимо строить по - новому. Ребенок должен быть активным, любознательным, уметь задавать вопросы взрослому, искать и получать на них ответы, учиться экспериментировать, то есть принимать участие сам в образовательном процессе. Это все зависит от уровня сформированности познавательной активности.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Но чтобы успешно перейти на новый этап в дошкольном образовании очень важно перестроить и педагогический коллектив. Воспитатель вместе с детьми должен поискать знания, порассуждать, поразмышлять и прийти к своему собственному выводу. Такая совместная деятельность – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Достичь отличного качества образования воспитанников, полностью угодить запросам родителей и интересам детей, создать для ребенка единое образовательное пространство (ЕОП, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи. Эта формулировка в полной мере справедлива для познавательного развития детей дошкольного возраста. Полноценное познавательное развитие дошкольников возможно только при соответствующем отношении родителей к познанию, к познавательной активности ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, современных достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды. Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Когда возникает необходимость уединения, то для этого должно существовать специально выделенное групповое пространство. Каждому ребенку должен быть определен его личный уголок, где он может хранить свои вещи: одежду, любимые домашние игрушки, семейный фотоальбом и др.

В соответствии с современными санитарно-техническим и эстетическим требованиям предметно-развивающая среда должна планомерно реконструироваться.

Здоровьесберегающее образовательное пространство рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду.

Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства должно придаваться :

• приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей;

• укреплению связей с семьей, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями города;

• реализации деятельно-практического подхода в формировании ценностного потенциала личности;

• ориентированности родителей на партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства.

Для развития ребенка очень важно, чтобы среда вокруг него была развивающей и здоровьесберегающей.

Предметно-пространственная среда детей дошкольного возраста должна иметь своеобразие, связанное с особенностями развития дошкольника.

Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагогов на осуществление культурологического развития и формирование личности ребенка. Культурологический подход предполагает отношение педагога, которое направленно не только на усвоение детьми знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления и деятельности; на развитие и воспитание культурологии и творческого потенциала ребенка.

Источником формировании содержания образования стали основные нормы жизненного самоопределения личности: человек, общество, культура, природа, человеческая деятельность, в том числе и нравственная деятельность.

Система воспитания и обучения дошкольников, построенная на основе мировой культуры, личностное восприятие явлений культуры дает возможность создать такое поле культурных потребностей, которое приводит к непрерывному обогащению эмоционального и интеллектуального опыта, привычки и необходимости жить в системе общечеловеческих ценностей культуры.

Осваивая культуру, ребенок делает открытие в самом себе и переживает пробуждение умственных и душевных сил. Соответствующая область культуры становится его миром, пространством возможной реализации, и ребенок развивается как культурно-исторический субъект, для которого прошлое и будущее культуры — его прошлое и будущее.

Для осуществления культурологического подхода в эстетическом воспитании детей необходимо изменить содержание педагогического процесса в ДОУ.

Прежде всего, встает необходимость решения следующих задач: развитие теории эстетической деятельности дошкольника; формирование личностно-культурологической теории детского художественного творчества и художественного обучения;

разработка технологии культурологического подхода к развитию эстетической деятельности дошкольников.

Знакомясь с выдающимися произведениями, дети учатся понимать культуру и историю России. Важно, чтобы на занятиях культура предстала перед детьми не как музейная реликвия, не имеющая отношения к действительности, а как часть настоящего. Национальные ценностные приоритеты, пережитые ребенком в художественной деятельности, переносятся ребенком в реальную жизнь. Эмоциональная окрашенность дает возможность почувствовать их значимость.

Процесс воспитания — один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо.

Культурологическое развитие состоит в том, что со временем культура личности начинает играть все более важную роль и все более индивидуализируется.

Дети наиболее чувственны к миру культуры и миссия взрослых — сохранить эту эмоциональную откликаемость и доверчивость ребенка, безболезненно и без страха ввести его во взрослый мир посредством понимаемых и тайных знаков и символов культуры.

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения должно отводиться работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей. Воспитатели могут изучать запросы родителей через опросники, анкеты.

Реализации этого направления способствует профилактике негативных проявлений в среде детей, созданию условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменению позиции родителей, преодолению негативного опыта некоторых родителей по отношению к дошкольным образовательным учреждениям и системе воспитания детей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК «Занятия-игры по физической культуре в летнее время в ДОУ»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК «Занятия-игры по физической культуре в летнее время в ДОУ» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по ФК: «Занятия – игры по физической культуре в летнее время в детском саду» Игровая.

Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации «Наставничество как способ быстрой адаптации молодых специалистов в образовательной организации» «Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека).

Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка»Консультация для молодых специалистов на тему «Театр в жизни ребенка» Консультация для молодых специалистов на тему: "Театр в жизни ребенка"."Весь мир-театр, а люди в нем- актеры"-говорит классика. В жизни.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для родителей, молодых специалистов по ФК «Игры на воде для обучения плаванию детей в ДОУ»Консультация для родителей, молодых специалистов по ФК «Игры на воде для обучения плаванию детей в ДОУ» Консультация для родителей, воспитателей молодых специалистов по физической культуре: «Игры на воде применяемые при обучении плаванию.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Мастер-класс для молодых специалистов «Порисуем вместе с детьми»Мастер-класс для молодых специалистов «Порисуем вместе с детьми» Мастер - класс для молодых специалистов (из опыта работы) «Порисуем вместе с детьми» Цель: познакомить молодых специалистов с приемами и.

Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ»Методические рекомендации для воспитателей и молодых специалистов ФК «Обеспечение безопасности ОД по плаванию в ДОУ» До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые должны.

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для молодых специалистов «Создание образовательного пространства в ДОУ»
Опубликовано: 16 июня 2023 в 14:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД