Получи документы

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Психологические механизмы восприятия музыки»

Лидия Калачева
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Психологические механизмы восприятия музыки»

Консультация для музыкальных руководителей на тему : «Психологические механизмы восприятия музыки».

Калачева Л. А.

Основой любых занятий музыкой служит музыкальность как личностная характеристика. Основным признаком музыкальности, по мнению Б. М. Теплова, является переживание музыки как выражения некоторого содержания. Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять, поэтому центр музыкальности. Кроме этого музыкальность предполагает также достаточно тонкое дифференцированное восприятие, слышание музыки.

Публикация «Консультация для музыкальных руководителей ДОУ „Психологические механизмы восприятия музыки“» размещена в разделах

Другой отечественный исследователь В. Остроменский характеризует структуру музыкальности несколько иначе. Он также выделяет и музыкально-слуховые способности. И, наряду с ними, обозначает музыкально-эстетические особенности, в которые входят:

• эмоционально-познавательные (определение своего отношения к воспринимаемой музыке; яркость, богатство представлений и воображения, возникающих под воздействием музыки; сочетание своего отношения к окружающей жизни с музыкальной образностью);

• рационально-познавательные (приобретение новых сведений об окружающей жизни в процессе восприятия музыки).

Музыкальные способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, к которым относятся природная слуховая чувствительность, обусловливающая анализ естественных, речевых или музыкальных звуков, субъективное отношение к речевым и музыкальным интонациям, выраженное в виде эмоциональной реакции.

В структуре музыкальных способностей выделяют общие и специальные способности. К общим музыкальным способностям относятся музыкальная память и психомоторные способности.

Музыкальная память (усвоение знаний, умений и навыков) способствует накоплению музыкальных впечатлений и слухового опыта, существенно влияющих на формирование музыкальных способностей, а также на психическую деятельность слушателя, исполнителя, педагога.

Психомоторные способности музыканта проявляются в возможности передать свое понимание содержания музыкального произведения при его исполнении.

Главный признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания. Основными же носителями содержания являются в музыке звуковысотные и ритмические движения.

Основными видами музыкальной деятельности Б. М. Теплов считает слушание музыки, исполнение музыки и сочинение музыки.

Одной из областей музыкальной психологии является психология музыкального восприятия. В разработку этой проблемы внесли большой вклад отечественные музыковеды и теоретики – Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Ю. Н. Тюлин, Л. А. Мазель, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский, В. И. Петрушин, так и психологи - Б. М. Теплов, М. В. Блинова, С. Н. Беляева и другие.

В программе ДОУ восприятие музыки рассматривается как основа формирования музыкальной культуры дошкольников. Поэтому очень важна психолого-педагогическая характеристика понятия «восприятие» и специфических особенностей восприятия музыки.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или в меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоционально-аффективную окраску.

С. Л. Рубинштейн уделяет особое внимание художественному восприятию и его связи с деятельностью. Процесс восприятия действительности художником и процесс изображения воспринятого невозможно оторвать друг от друга, они образуют взаимодействующее единство. Вместе с тем Рубинштейн С. Л. отмечает, что восприятие – это форма познания действительности.

Сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта : в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства.

Апперцепция как восприятие, обусловленное особенностями личности – важнейшая характеристика восприятия. При восприятии какого-либо явления активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности он остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым испытанием, иногда выстраданным: в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в само формирование личности, как более или менее существенный фактор.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед детьми задачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, ребёнок воспринимает всю музыкальную ткань в целом, не выделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.

Е. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное. По его мнению музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и действующее на орган слуха». Важно формировать именно музыкальное восприятие – восприятие «адекватное музыке, ее художественному смыслу.

Музыкальное восприятие неоднозначно : каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. У каждого из нас образуется личный запас ассоциаций и образов – своеобразный словарь – тезаурус.

Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что дошкольник видит, слышит, чувствует. Поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Считается, что грамотный слушатель должен уметь понимать особенности строения музыкальных произведений и выразительные средства музыкального языка.

Развить музыкальное восприятие, – значит, научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также и понимание того, при помощи каких средств художник, музыкант, композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.

Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и словесной речью, Б. Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания – гнев, ласка, привет, ужас. Он называл эту особенность речи и музыки «речью чувства». «Состояние тонового напряжения, - писал Б. Асафьев, - объединяет музыкальную и речевую интонацию».

Генетически связанная с речевой интонацией, музыкальная интонация существенно от нее отлична. Речевая интонация вносит дополнительный, эмоциональный смысл в речевое сообщение, ее эмоциональность имеет эмпирический характер. Интонация же музыкальная, выражая обобщение, является основным носителем музыкальной информации, служит “зерном”, импульсом музыкальной темы, определяет структуру произведения.

Смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, т. е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации. Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые одновременно и образуют музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление “чувственной программы” музыкального произведения важно для полноценного восприятия.

Восприятие художественного произведения может быть определено как творческий акт познания и проникновения в их единстве. При этом восприятие обязательно протекает как эмоциональный процесс, в котором необходимо присутствует момент самовыражения воспринимающего, его оценки произведения искусства, в результате чего информация художественная, в отличие от всех других ее разновидностей, создается совокупными усилиями композитора, исполнителя, слушателя. В таком случае, спроецированный автором художественный образ в сознании каждого слушателя рождается всякий раз по-новому. Здесь совершается сокровенный процесс взаимодействия, взаимовлияния целостного «я» воспринимающего субъекта с создаваемым этим же «я» (с помощью автора, исполнителя, на основе воспринимаемого произведения, на основе опыта и таланта воспринимающего) художественным образом. Именно так протекает общение с художественным произведением. Процесс же художественного восприятия приближается к внутреннему диалогу «Я» личности с ее вторым «Я».

Далеко не сразу молодой и неопытный слушатель может постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей – слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий, которые в ДОУ включают в себя: пение в хоре, занятия ритмикой, повторное прослушивание одних и тех же музыкальных произведений, разучивание мелодических тем, которые встречаются в прослушиваемом произведении, знакомство с биографий композиторов и особенностей их творческого пути.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада» Все мы знаем,что ни один праздник в ДОУ не обходится без специальных костюмов. Костюмы на утренниках ДОУ одевают как дети,так и взрослые.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе» На осенний праздник я стараюсь брать две разнохарактерные песни -одну плавную на легато, другую веселую на стаккато. В прошлом году дети.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете» Детские песенки о лете для дошкольников. Какими они должны быть. Первое - надо,чтобы ребёнку песня понравилась, потому что только тогда.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы» Прошло 75 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая наши сердца. В настоящее время воспитание.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для музыкальных руководителей по музыкальному воспитанию детей в ДОУ Консультация для музыкальных руководителей в ДОУ по музыкальному воспитанию детей в дошкольном возрасте. Калачева Л. А. Чтобы воплотить.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Психологические механизмы восприятия музыки»
Опубликовано: 5 июня 2022 в 18:20
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД