Получи документы

Консультация для педагогов

Нина Тарасова
Консультация для педагогов

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр».

Современный этап развития общества выдвигает особые требования к содержанию дошкольного образования. Педагог дошкольник призван решать задачу воспитания социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности дошкольника. Дошкольное воспитание – главная ступень в физическом, психическом, и умственном развитии ребёнка. Дальнейшее развитие ребёнка и его обучение в школе, зависит от полученных знаний и навыков в дошкольном возрасте. Умение рассуждать, обобщать, устанавливать пусть несложные пока причинно – следственные связи, выделять главное, формулировать собственные предположения и находить доказательство в их защиту вполне под силу детям дошкольного возраста. В процессе своей практической деятельности я выяснила, что в подготовительной группе немало детей уже умеют читать и писать печатными буквами. Но была заметна проблема, это развитие логического мышления у детей. А развитие логического мышления у детей является очень важным аспектом, так как оно является базой для дальнейшего обучения детей в школе. Поэтому решила больше времени посвятить развитию логического мышления. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, я считаю, что именно в игровой деятельности можно найти резервы, позволяющие ненавязчиво осуществить адекватное развитие логического мышления ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах

Цель моей работы: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Формирование основных приемов логического мышления (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез, абстракция).

2. Развитие у детей умения рассуждать, доказывать;

3. Развитие познавательных интересов и творческого воображения;

Учеными было выделено три вида мышления: наглядно-действенное, образное и словесно-логическое.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Суждение – истинное и ложное, общее, частное и единичное, утвердительное и отрицательное;

Понятие – житейское, научное;

Умозаключение – индуктивное, дедуктивное, умозаключение по аналогии;

Выделяют следующие средства, развивающие логическое мышление:

• Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

• Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.

• Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.

• Загадки. Задачи – шутки.

• Игры-головоломки.

• Игры с счетными палочками.

• Разгадывание ребусов.

«Неправильные» сказки.

В группе была создана развивающая среда и подобраны разнонаправленные дидактические игры по развитию логического мышления. Среда группы была оформлена с учётом расположенных центров и доступности. Так же учитывались индивидуальные и возрастные возможности детей. Как выше было сказано, основной формой работы по развитию логического мышления были дидактические игры. Игры я использовала на занятиях, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности детей.

Игры на развитие логического мышления

Название игры Цель игры Действия

«Логический дом»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо построить дом по логической цепочке. Каждая картинка - кирпичик должна иметь определенную связь с предыдущей.

«Мои любимые сказки»

Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.

«4 лишний – классификация»

Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.

«Где, чей дом?» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей.

Ребёнок должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождения

Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий» Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.

«Весёлая логика»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

«Лото занимательная математика» Цель: Закрепление знаний цифр и счета Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10

«Логика и счёт» Цель: Закрепление счета и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой. Дети самостоятельно могут проверить свои знания цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

Игра головоломка «Танграм» Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу

Игра-головоломка «Волшебный круг»

Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

Игры со счётными палочками

Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности Ребё нку дают задание: Построить два треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек

Конструкторы, пазлы, разрезные картинки Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ. Ребенку надо создать на плоскости картинки по образцу.

«Кто что любит?»

Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Разложите перед ребенком картинки с изображениями животных и отдельно – картинки с изображением еды, предложите всех «накормить».

«Назови одним словом» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Зачитать ребенку слова одной группы и попросить их назвать одним или несколькими словами.

«Чередование»

Цель: Развитие мышления, внимания, памяти.

Предложить ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратить внимание на то, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т. д.

Упражнение на развитие гибкости ума

Цель: Развитие мышления, внимания, памяти.

Назвать ребенку как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова относящиеся к спорту; наименование диких зверей, домашних животных; слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.

«Говори наоборот»

Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Предложить ребенку игру: «Я буду произносить слова, а ты говори наоборот, например: веселый- грустный, быстрый- медленный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т. д

«Сравнение предметов (понятий)» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Спросите у него: «Ты видел муху? А бабочку?» Задав вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?»

«Угадай по описанию» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Предложить ребёнку угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. (помидор).

«Кто кем будет?» Цель: Развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения Показать предметы и явления и предложить ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем) будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т. д.

«Разложи по порядку»

Цель: Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения

Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дать ребенку картинки для рассматривания. Предложить разложить их по мере развития изображенных на них событий. В заключении ребенок должен составить по ним рассказ.

«Нелепицы»

Цель: развитие внимания и наблюдательности. Предложить ребенку рисунки, которые содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении персонажей попросить его найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предложить рассказать, как бывает на самом деле.

Немаловажную роль в развитии у детей логического мышления сыграла работа с родителями. Были проведены консультации, на которых родители были ознакомлены с содержанием работы по программе, с играми, в которые играют дети, находясь в группе.

Были разработаны консультации для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций). В уголке для родителей выставлялись папки передвижки познавательного характера, советы родителям, литература по теме. Совместная работа с родителями позволила мне значительно расширить познавательные интересы детей и заинтересовать родителей успехами своих детей. Систематическое обучение, игровой материал, развивающая среда, работа с родителями весь комплекс мероприятий позволил мне сделать вывод.

Во первых развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Во вторых применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

Публикации по теме:

Перспективный план по самообразованию логопеда ДОУ Год Проблема Тема Этап, сроки освоения Содержание работы Результат, форма отчетности 2014 – 2015 учебный Фонетико –фонематическое недоразвитие.

Проект «Развитие логического мышления средствами математики» «Развитие логического мышления средствами математики» Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе модернизации.

Автор публикации:
Консультация для педагогов
Опубликовано: 2 апреля 2015 в 18:09
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД