Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей в системе патриотического воспитания дошкольников»

Татьяна Черкашина
Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей в системе патриотического воспитания дошкольников»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Публикация «Консультация для педагогов „Интеграция образовательных областей в системе патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относится чувство патриотизма.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

Для реализации системы патриотического воспитания в дошкольном учреждении, мы ставим следующие задачи:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- Воспитание уважения к труду;

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- Формирование элементарных знаний о правах человека;

- Расширение представлений о городах и селах края, о столице России;

- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

- Формирование представлений об истории Великой Отечественной войны, о подвигах русских солдат.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к ней. Исходя из этого, мы стараемся интегрировать все образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие:

Проводим этические беседы о городе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматриваем иллюстрации об особенностях природы России, разных стран;

организуем взаимодействие детей в совместных играх, отражающих социальную действительность:

Дидактические игры: «Кому это нужно для работы?», «Профессии», «Город мастеров», «Хочу все знать», «Ассоциации», «Дружат дети всей Земли»

Сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Наша Армия», «Семья», «Магазин», «Салон красоты», «Поликлиника»

Благодаря чему у детей воспитывается :

- уважительное отношение к окружающим;

- представления о вежливости, ее проявление, умение договариваться со сверстниками и оценивать свои поступки;

- любовь к семье, детскому саду и родному краю;

- правильное поведение в быту, общественных местах и природе;

- желание участвовать в трудовой деятельности, соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада; помогать взрослым заботиться о растениях и животных; бережно относиться к поделкам собственным и сверстников.

Познавательное развитие:

Обсуждаем и составляем рассказы о профессиях родителей и горожан;

знакомим с российской символикой; организуем совместную деятельность с детьми с картами и схемами; стимулируем к собиранию коллекций и мини-музеев.

В процессе чего у дошкольников формируется :

- интерес к окружающему.

- желание участвовать в познавательно-исследовательской деятельности;

- умение сооружать постройки, анализировать их и обыгрывать; высказывать впечатления взрослым и сверстникам;

- представления о профессиях и окружающих объектах (дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская).

- наблюдательность за явлениями природы, животными;

- желание беречь природу, умение замечать ее красоту и особенности.

Речевое развитие:

Для расширения знаний детей о стране, о Родине, о людях, населяющих нашу страну, об их достижениях, о войне, о героических подвигах народа рассматриваем картины, читаем рассказы, стихи, потешки, сказки (сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству). Широко используем все виды фольклора: сказки, песни, пословицы, поговорки и т. д., рассматриваем иллюстрации к сказкам народов России. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Дети вместе с педагогами составляют рассказы и истории о достопримечательностях родного поселка, о семье, крае, используя карточки-схемы, мнемотаблицы.

Для воспитания патриотических чувств детей на примере подвига советского народа, мы знакомим их с произведениями Л. Кассиля «Наша Армия», К. Паустовского «Похождения жука-носорога», «Мешок овсянки», «Таран»

Перечисленные формы работы способствуют тому, что у детей проявляется:

- интерес к рассказам воспитателя; умение поддержать беседу и доброжелательно общаться, проявляя любознательность;

- интерес к слову, отношение к героям произведения; обогащение и развитие связной речи;

- обращение к книгам, иллюстрациям, поэзии, сказкам, желание их драматизировать

- наличие способов обращений к взрослым и сверстникам.

Художественно- эстетическое развитие:

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Организуем выставки совместных с родителями поделок, создаем семейные гербы, генеологические древа, изготавливаем книги. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется? (хохлома, дымка, гжель). Мы стараемся, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).

Вместе с детьми разучиваем песни о Родине, об Армии, русские народные танцы.

Данная работа способствует формированию у детей:

- интереса к художественному творчеству; умению видеть и использовать многоцветие окружающего мира;

- желания создавать поделки, доброжелательному отношению к сверстникам, качественно выполнившим работу;

- желания радовать окружающих и взаимодействовать с ними в совместной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие» :

В решении задач, физическая культура может внести свой вклад, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.

Участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по поселку обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

. Подвижная игра являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

В результате работы нашего педагогического коллектива стало то, что у детей преобладает эмоционально – положительное отношение к малой родине. Дети стали лучше ориентироваться в ближайшем микрорайоне, стали проявлять любознательность по отношению к родному поселку, они с удовольствием включаются в проектную деятельность по данной тематике, родители не остаются равнодушными к нашим просьбам и всегда стараются идти к нам навстречу.

Ведь как говорил А. С. Макаренко «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира».

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Интеграция образовательных областей «Праздник косичек» «Праздник косичек». ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Интеграция образовательных областей на тему: «Путешествие к звёздам» подготовительная группа Цель: Обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы, представления их о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

Консультация для педагогов «Интеграция в творчестве» «Интеграция в творчестве» инновационные составляющие в практической реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка».

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Интеграция образовательных областей в системе патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 23:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД