Консультация для педагогов «Интеллектуально-познавательное развитие ребёнка в процессе изобразительной деятельности»

Любовь Карамушко
Консультация для педагогов «Интеллектуально-познавательное развитие ребёнка в процессе изобразительной деятельности»

Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно принимать решения, активно действовать. В связи с этим, объяснима ориентация научных исследований на различные подходы к определению содержания педагогического процесса в образовательных учреждениях, направленного на развитие творческой, когнитивной, мыслительной деятельности, т. е. на интеллектуальное развитие. Важность и своевременность интеллектуального развития детей до 7 лет не подлежат сомнению, ибо наукой доказано, что наиболее сенситивным периодом развития интеллекта является именно дошкольное детство. Особый интерес в развитии дошкольного образования вызывает идея Л. С. Выготского о том, что основным для воспитания дошкольников является организация его собственного опыта, а по мнению М. А. Холодной, ещё и ментального опыта (система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обуславливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании.) Первый вид детского опыта - познавательный, когда дети активно усваивают и проживают его: удивляются, пробуют, ошибаются, а иногда даже спорят и пытаются доказать. Познавательная активность и направленность ребёнка позволяют ему самостоятельно приобретать различные сведения о мире вещей, об окружающей природе, о жизни людей, с которыми он постоянно сталкивается. Однако полученные подобным образом знания и представления поверхностны, отрывисты и бессистемны. Поэтому как педагогам, так и родителям необходимо осуществлять сопровождение интеллектуально – познавательного развития, чтобы ребёнок овладел способностью анализировать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи, преобразовывать и моделировать, причём важным является систематический, целенаправленный процесс, осуществляемый педагогом в образовательном учреждении. Задача формирования интеллектуального развития дошкольника, заявленная в педагогической концепции дошкольного учреждения, во многом зависит от профессиональной компетентности педагогов и определяется правильно организованной средой ДОУ, в которую погружён ребёнок. Эта работа должна охватывать все сферы взаимной деятельности ребёнка с педагогами, общение со сверстниками и взаимодействие с предметно – пространственной средой. Познавательное развитие формируется во всех без исключения контактах ребёнка со средой. Среди них не случайно особая роль отводится искусству и художественной практике. В высших своих проявлениях искусство - всегда творчество, где решаются не только задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развивается интеллектуально – творческий потенциал.

Искусство обладает удивительной способностью – всесторонне воздействовать на человека – на его ум, сердце, чувства, и мысли. Оно оказывает огромное влияние на формирование личности ребёнка на всех этапах его развития, выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям. Это особая форма познания и видения жизни. Оно рисует мир в образах, формирует у детей умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, под влиянием взрослых дети приобретают способности аналико - синтетической деятельности (обводить предмет руками, выделять его свойства: форму, строение, величину, пропорции, цвет, расположение в пространстве). Возможность интеллектуального - познавательного развития детей в процессе изобразительной деятельности определяется и тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни или из прочитанных книг – это своеобразный материал для работы мышления, воображения. Большую познавательную роль рисования отмечал К. Д. Ушинский. «Так как всё проникающее в человеческий разум идёт туда путём чувства, то первая стадия в развитии разума – это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного: первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза». Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Характеризуя детское творчество и те психические процессы, которые включаются в художественную деятельность, один из видных педагогов А. А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы, знаем, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нём творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям более ярко воспроизводить в своём творчестве виденное ими». Изобразительная деятельность имеет значение для интеллектуального развития и в силу того, что эта деятельность, являясь орудийной, позволяет детям овладевать орудиями и и через это познать опыт предметных действий человеческой деятельности. А. Н. Леонтьев в работе «Проблемы развития психики» отмечал: «Орудие представляет собой продукт материальной культуры, который в наиболее наглядной, вещественной форме несёт в себе типические черты человеческих творений. Это не только предмет, имеющий определённую форму и обладающий определёнными физическими свойствами. Орудие есть вместе с тем общественный предмет – предмет, в котором воплощены и закреплены исторически выработанные трудовые операции…»

Поэтому, занимаясь с детьми художественно - практической деятельностью, знакомя их с произведениями искусства, мы решаем не только частные задачи художественного воспитания и образования, но и более глобальные – развиваем интеллектуально-творческий потенциал ребёнка.

Публикации по теме:

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Смотр-конкурс на лучший уголок природы «Огород на окне». ПОЛОЖЕНИЕ смотра – конкурса «Огород на окне» среди педагогов ДОУ Цель: Создание личностно – ориентированной, творчески развивающей образовательной.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Времена года и погода
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Интеллектуально-познавательное развитие ребёнка в процессе изобразительной деятельности»
Опубликовано: 30 октября 2013 в 21:44
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...