Получи документы

Консультация для педагогов «Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Жанна Соколова
Консультация для педагогов «Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

С первых лет жизни ребёнок находиться под влиянием взрослых,а также в процессе игр где в общении со сверстниками активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества,в котором живёт. А это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребёнок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того как, они его воспитывают.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

А в этом подчас допускаются серьезные просчеты. В одних случаях излишне балуют ребёнка, не приучают его к выполнению посильных обязанностей и, таким образом растят эгоиста, потребительски относящимся к окружающим.

В других случаях грубым обращением, окриками, несправедливым наказанием угнетаю, детскую личность, вызывают отрицательное отношение к предъявляемым требованиям, создают психологический барьер между взрослым и ребёнком.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это не мудрено. Качество детских программ на телевидении оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры. страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмо-ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а ещё - чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящий разрушительный характер для детской психики. Остаётся только удивляться, как всё это выдерживают наши дети.

Очевидно, что результатом такого воспитания являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия (вербальная и физическая, высокая тревожность, а также нарушение межличностных отношений, развитие детских неврозов, лечение которых необходимо в клинике, появление детских страхов,

фобий, неблагоприятно влияет на развитие личности ребёнка.

Со всеми проблемами нам приходиться сталкиваться в процессе работы. И нам необходимо найти правильный путь решения данного вопроса. Я, используя различные методы коррекции отдала предпочтение методу сказкотерапии, который является самым древним педагогическим и психологическим методом воздействия на ребёнка.

Используя сказок в работе с детьми играют важную роль, так как они помогают преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. они говорят ребёнку. что мир - сложная штука и что в нем не мало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние- в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное- они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он в конце концов победит.

Слушая сказки и рассказы, дети невольно находят отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребёнка надежду. что чрезвычайно важно.

Что могут дать сказочные истории?

Во-первых, они рождают у ребёнка ощущение, что взрослые его понимают, что их интересуют его проблемы; они готовы оказать ему помощь. Реакция ребёнка на истории может оказаться для него единственным способом, которым он откроет вам свою душу, расскажет о своих трудностях.

Во-вторых, в результате работы с "помогающими" историями у детей формируется "механизм самопомощи". Они усваивают такой подход к жизни:" Ищи силы для разрешения конфликта в самом себе, ты их обязательно найдёшь и победишь".

В- третьих, истории дают детям множество вариантов выхода из сложных ситуаций.

Используя метод сказкотерапии я смогла, помочь понять детям их проблемы:

* Трудности, возникающие в общении со сверстниками или родителями, -

- это естественные для каждого человека процессы: конфликты, переживания,

обиды.

*Переживание, ощущение себя человеком, у которого "что-то не так", чувство неполноценности.

Практически все агрессивные поступки- результат ощущения собственной малозначимости., попытка таким образом доказать обратное, такой ребёнок часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок кажущейся слабым и "забитым".

*Страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно не только то, чего боится ребёнок, а то как он боится. Если страх тормозит развитие, то требуется квалифицированная помощь.

* Проблемы, связанные со спецификой возраста. Подрастёшь поймёшь, как поступить правильно, а пока послушай, что советуют взрослые.

регулярность проведения занятий способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребёнка. Детям нравятся повторения, и это следует учитывать и иногда повторять сказкотерапевтические занятия, особенно направленное на словесное комментирование эмоционально-эффективной ситуацией, выражение замещающей потребности. В этом случае я использую творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание). В группе есть дети, которые не хотят включаться в игру, и это их добровольное решение, но после некоторой паузы

даже малоактивные, капризные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.

Основная цель занятия: снижение эмоционального напряжения у детей. вызванного той или иной проблемой.

Задачи занятия:

Учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открывать для себя и других непознанные грани своей индивидуальности;

Обучать методам снятия эмоционального и мышечного напряжения;

Развивать способности понимать своё эмоциональное состояние и состояние другого человека;

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

Развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе об-

щения;

Развивать согласованность движений тела;

Развивать моторику речевого аппарата.

Занятие по сказкотерапии провожу как индивидуально, так и с подгруппой.

Ведущей формой работы с подгруппой является тренинг. При проведении сказочных занятий использую ароматерапию (но только после консультации врача детского сада, во избежание аллергических реакций у детей) Ароматерапия способствует снижению чувства тревоги, снимает усталость).

Использование музыкотерапии обязательно на занятиях, так как медики установили. что положительные эмоции вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание, таким образом тонизируют центральную нервную систему.

Огромное значение имеет "вхождение" в сказку. Я предлагаю детям подготовиться к путешествию, для этого выполняем ряд упражнений, целью которых является активизация защитных сил организма, снятия напряжения мышц тела с помощью массажных ковриков и мячей Су Джок, развитие речевого аппарата, снятия напряжения с помощью дыхательной гимнастики.

Структура занятия состоит из обязательных этапов:

*Ритуал "входа" в сказку.

Цель: создание настроя на совместную работу.

* Повторение. Цель:вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы

сделали для себя, какой опыт приобрели.

* Расширение

Цель: педагог рассказывает новую сказку, спрашивает у детей, хотят ли добавить новый персонаж,событие.

*Закрепление.

Цель: приобретение нового опыта.

* Интеграция

Цель:связь нового опыта с реальной жизнью.

*Резюмирование.

Цель: подведение итогов. Четкое проговаривание последовательности происходящего в сказке,отмечать заслуги детей.

Ритуал выхода из сказки.

Цель: закрепить новый опыт- повторение ритуального "входа" с дополнением.

В работе использую авторские сказки. С их помощью гораздо легче влиять на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается "замещение" неэффективного стиля поведения на более продуктивный.

* Во- первых, авторская сказка является прекрасным средством установления контакта с ребёнком.

*Во- вторых, сказка является богатейшим материалом для диагностики психологических трудностей детей. Его поведение во время чтения сказки- все это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребёнка.

* В- третьих, сказка может являться основой для дальнейшей коррекционной работы с ребёнком. Чаще всего в индивидуальной работе с детьми используется работа с рисунком.

Между занятиями очень важно обращать внимание на поведенческие реакции, внимание, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам я стараюсь распределять роли героев с сильными чертами характера.

В итоге работы у детей улучшается настроение,происходит развитие устойчивого эмоционального поведения. оно становиться более конструктивным. Взаимоотношения в группе сверстников улучшаются. Дети приобретают позитивные лидерские качества. У них повышается самооценка. снижается уровень тревожности.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 октября 2020 в 20:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД