Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Коррекционные возможности логоритмики»

Ирина Мистейко
Консультация для педагогов «Коррекционные возможности логоритмики»

Коррекционные возможности логоритмики

Впервые методика развития ритмических способностей была обоснована швейцарским педагогом и музыкантом Э. Жак-Далькрозом (1913). Рассматривая ощущение, которое возникает при восприятии ритма, как особое проявление человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство музыкального ритма, ритма стиха и движений.

Публикация «Консультация для педагогов „Коррекционные возможности логоритмики“» размещена в разделах

Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания в нашей стране. У Жака-Далькроза учились такие русские преподаватели ритмики, как В. А. Гринер, Н. Г. Александрова, Н. А. Баженов и др.

В 30-годы ритмика применялась в работе с душевнобольными. Так, под руководством В. А. Гиляровского в 1932 году в нервнопсихической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых.

Одновременно лечебная ритмика начинает применяться в логопедических учреждениях. Ведущее место в системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией занимает слово. Так происходит формирование особого направления воздействия в реабилитационных методиках, именуемое логопедической ритмикой.

Начиная с 30-х годов вплоть до 80-х, логопедическая ритмика применялась преимущественно в работе с заикающимися. Инициатива использования логопедической ритмики в работе с заикающимися дошкольниками принадлежала В. А. Гиляровскому и Н. А. Власовой. В. А. Гиляровский (1932) писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизацию коры головного мозга.

В. А. Гринер подчеркивала, что в логопедической ритмике особое внимание уделяется слову, и в этом состоит ее коренное отличие от ритмического воспитания вообще.

В 40-годы в нашей стране возникла необходимость использования логопедической ритмики в комплексе воздействия на больных афазией, и применялась при расстройствах просодии речи.

В 70-80-е годы логопедическая ритмика по-прежнему используется лишь при коррекции заикания. Так, Н. А. Тугова (1968) разрабатывает систему коррекционно-воспитательных упражнений для музыкально-ритмических занятий с заикающимися с целью воспитания у них произвольного внимания и поведения.

Использование логопедической ритмики при коррекции невротического и неврозоподобного заикания у взрослых описано в работах Л. И. Беляковой и Е. В. Оганесяна (1981, 1998).

В 1985 году в книге «Логопедическая ритмика» Г. А. Волковой была предложена методика занятий при разных формах нарушений речи. Г. А. Волкова считает, что «логопедическая ритмика может быть включена в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией». Таким образом, логопедическая ритмика находит более широкое применение в различных реабилитационных методиках как самостоятельное средство коррекционного воздействия.

За рубежом логопедическая ритмика находила применение при коррекции и лечении детей и взрослых, страдающих различными заболеваниями.

Большое внимание уделялось вопросу об использовании логоритмики для социальной адаптации лиц с умственной отсталостью и болезнью Дауна.

Особое место отводят логоритмике при работе над речью.

Так, в 60-е годы польским логоритмистом А. Розенталь была предпринята попытка ввести элементы ритмопластики в логопедическую работу при реабилитации заикаюшихся.

Немецкий музыкант и педагог Карл Орф разработал методику, заключавшуюся в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. В основе занятий – синтез слов, музыки и движения.

Таким образом, логопедическая ритмика за рубежом служит в качестве коррекционной методики для лиц с различными отклонениями развития, в том числе и с речевыми.

В нашей стране в дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей преимущественно осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на занятиях по физической культуре, однако данные виды занятий не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.

Средства логопедической ритмики условно подразделяются на 2 группы:

1. Музыкально-двигательные.

2. Двигательно-речевые.

К музыкально-двигательным средствам логопедической ритмики относятся такие упражнения, как:

• ходьба;

• упражнения на регуляцию мышечного тонуса;

• упражнения на развитие дыхания;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения на развитие чувства темпа;

• упражнения с элементами танцев;

• заключительные упражнения.

Ходьба используется на каждом занятии, на протяжении всего курса как вводное упражнение. Со временем виды ходьбы усложняются. Сначала дети осваивают навыки ходьбы и маршировки по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Позже вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа и перестроением.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса используются на протяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. При этом степень силы мышечного напряжения соотносится с громкостью звучания музыки.

Упражнения на развитие дыхания имеют целью выработку диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. При этом возможно применение упражнений, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, а также некоторые упражнения буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Упражнения на развитие мелкой моторики предполагают развитие движения пальцев рук, их взаимодействие, координацию, способствуя тем самым развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением, позже под речевое сопровождение.

Упражнения на развитие чувства темпа сначала представляют простые движения: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Позже добавляются движения ногами, ходьба и бег. Отработка двух темпов движения: медленного и быстрого происходит в последнюю очередь, вводятся таки понятия, как «ускорение» и «замедление» темпа.

Отработка темпа при работе с детьми с речевыми нарушениями происходит в процессе упражнений на построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны. При этом учитывается индивидуальный темп каждого ребенка.

Упражнения с элементами танцев применяют в целях развития общей моторики, координации движений, чувства темпа и ритма. Данные упражнения строятся на применении элементов как классического, так и народного танцев.

Заключительные упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Включают различные виды упражнений: ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, посильные упражнения на статическую координацию движений, общеразвивающие упражнения. Данный вид упражнений служит заключительной частью каждого логоритмического занятия.

К двигательно-речевым средствам логопедической ритмики относятся :

• упражнения на развитие фонационного дыхания;

• упражнения на развитие голоса;

• упражнения на развитие артикуляции и дикции;

• упражнения на развитие координации движений и речи;

• упражнения на развитие речевого внимания;

• пение;

• упражнения на развитие мелкой моторики;

• упражнения с предметами;

• речевые упражнения.

Упражнения на развитие фонационного дыхания имеют целью выработку правильного фонационного дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Детям предлагают произносить сначала слоги, а затем слова и предложения на выдохе. Постепенно задача усложняется и на заключительных этапах дыхание сочетается с проговариванием стихов.

Упражнения на развитие голоса применяют для развития силы, выразительности и диапазона голоса. Начало работы строится на произношении согласных и гласных звуков на выдохе. Развитие силы голоса достигается путем более громкого или тихого произнесения гласных в соответствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопровождения. С целью развития высотных характеристик голоса применяют изменение музыкальной тональности. Развитие интонационной стороны коротких музыкально-речевых фраз способствует достижению выразительности голоса.

Упражнения на развитие артикуляции и дикции служат выработке четкого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики. Работа начинается с беззвучного произнесения гласных звуков, затем подключают голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Позднее добавляются движения рук.

Упражнения на развитие координации движений и речи не требуют музыкального сопровождения. Речевой материал подбирается соответственно коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи, развитие словаря и грамматического строя речи, автоматизация звукопроизношения). Ритм стихотворной строки согласовывается с движениями рук, ног туловища. В стихотворении должны быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Также необходимо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные способности.

Упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в данном случае служит сигналом и руководством к действию.

Пение служит для выработки координации слуха и голоса, воспитания последовательности и организованности речи. При подборе песенного материала необходимо учитывать певческий диапазон ребенка. Особое внимание при воспитании вокальных навыков уделяется правильности дыхания и работе над четкой и ясной дикцией.

Упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию движения пальцев рук, их взаимодействию и координации. Одновременно эти упражнения способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале.

Упражнения с предметами направлены на развитие статической и динамической координации движений, способствуют развитию координации движений и речи, развитию точности и плавности движений. Данный вид упражнений представляет сложность для детей с речевыми нарушениями. Разучивание движений происходит вместе с речью и предполагает произнесения текста сопряжено с педагогом в медленном темпе по частям. Постепенно темп выполнения увеличивается. Для выполнения упражнений используются гимнастические палки, ленты, обручи, мячи. При подборе текста учитываются речевые возможности группы наряду с этапом логопедической работы.

Речевые упражнения могут использоваться на логоритмических занятиях, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для детей дошкольного возраста более удобно стихотворное музыкальное сопровождение, где стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.

Дизартрические расстройства встречаются в структуре таких речевых нарушений, как ФФН и ОНР, которые в свою очередь относятся к группе нарушений средств общения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей в следствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Под общим недоразвитием речи у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

Логопедическая ритмика являющееся эффективным средством содействия преодолению данных речевых дефектов, однако обладает определенной спецификой в каждом конкретном случае.

В процессе преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи логоритмическое воздействие направлено на тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма. При этом речевой материал подбирается в соответствии с этапами логопедической работы, а также уровнем речевого развития всей группы.

Курс проведения логопедической ритмики подразделяется на три этапа:

• в течение первого этапа проводится обследование;

• на втором этапе, который является основным, осуществляется развитие моторики речи детей;

• третий этап, являющийся заключительным, посвящается подготовке и проведению показательного занятия.

На этапе обследования изучаются анамнестические данные детей, определяется состояние моторики и речи дошкольников. Результаты обследования учитываются при распределении детей по подгруппам: выделяются дети со средним уровнем развития моторной сферы и дети с низким уровнем развития моторики.

Задача второго этапа – содействие коррекционной логопедической работе путем использования логоритмических упражнений, сочетающих музыку, движение и речь.

Основные виды упражнений, использующихся на логоритмических занятиях, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, дикции и артикуляции, на развитие статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики, переключаемости движений и чувства ритма. При этом для детей со средним уровнем развития моторики большое внимание уделяется координации и выразительности движений, пластичности, гибкости, двигательной выносливости. У детей с низким уровнем развития моторики воспитывают, прежде всего, точность, четкость и последовательность выполнения движений.

Нагрузка во время занятий распределяется равномерно с учетом возможности каждого ребенка. Содержание двигательного и речевого материала также варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков. Так, в начале коррекционного курса отрабатываются сугубо двигательные умения и навыки, только затем включается речь.

На третьем этапе в конце учебного года логопед определяет виды упражнений полностью освоенных детьми в течение учебного года, и упражнения, вызывающие затруднения у детей.

По итогам курса логоритмических занятий проводится открытое заключительное занятие, целью которого является демонстрация двигательных и речевых возможностей детей. упражнения к занятию подбираются с учетом сформированности моторных навыков и умений.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной задачи: развитию моторных навыков.

Логоритмические занятия включают все речевые логоритмические средства : упражнения для развития дикции, артикуляции и голоса, упражнения на коррекцию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Особое внимание уделяется введению в структуру занятий речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. На первый план при выполнении этих упражнений выступают диалоги и монологи детей, сложные словесные инструкции.

Целью данных упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой.

С детьми, имеющими третий уровень ОНР, в логоритмические занятия включают театральные игры, в которых дети выступают в роли героев сказок или песен.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют: развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания и мышления детей.

Публикации по теме:

Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении. Цель: Повышение компетентности педагогов.

Консультация для педагогов. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ. Коррекционные технологии в системе здоровьесберегающей работы с детьми в ДОУ (музыка, цвет, психогимнастика) Дошкольный возраст обоснованно.

Консультация для педагогов «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста» Изобразительная деятельность в детском.

Консультация для педагогов «Народная игра» Наше желание использовать народную игру в качестве средства педагогического воздействия обусловлено далеко не праздным интересом. Народная.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.

Консультация для педагогов «Экспериментированию — да» По мнению многих педагогов, экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом.

Консультация «Коррекционные возможности логопедической ритмики.» Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека применялось в качестве профилактического и лечебного средства.

Консультация на тему «Возможности пескотерапии для развития ребёнка». Всем людям с детства хорошо знаком песок, и кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный и таинственный.

Консультация «Взаимодействие родителей и педагогов» Развитие личности каждого ребенка зависит от влияния окружающей его социальной среды. Очень часто это влияние в детские годы играет решающую.

Сообщение «Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Введение. Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Коррекционные возможности логоритмики»
Опубликовано: 16 марта 2017 в 21:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД