Получи документы

Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Ирина Скорова
Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

МБДОУ «Детский сад №126»

Консультация для педагогов

«Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников"

Воспитатель :

И. В. Скорова

г. Нижний Новгород

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Публикация «Консультация для педагогов „Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

1. Моделирование и его суть.

2. Виды моделей (презентация).

3. Требования, предъявляемые к моделям.

4. Моделирование в экологии.

Моделирование – это эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. (Слайд 1)

Целенаправленное использование метода моделирование ведёт к более глубокому осмыслению предоставляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений мира природы, позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление (Слайд 2).

В дидактике выделены три вида моделей (Слайд 3).

Предметная модель – имеет вид физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. Данная модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов. От игрушки такая модель отличается точностью воспроизведения существенных связей и зависимостей внутри моделируемого объекта или между ними, возможностью обнаружить эти зависимости в деятельности с моделью. Предметные (модели) воспроизводят геометрические, физические и др. свойства объектов в материальной форме.

Примеры: детские игрушки, геометрические фигуры, макеты, учебные пособия (Слайд 4.).

Предметно- схематическая модель.

В данной модели существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов заместителей и графических знаков. Структура такой модели подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно-схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщенном виде (Слайд 5).

Графические модели.

Это различные графики, схемы. Они передают обобщённо (условно, признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды (П. Г. Саморуковой, С. Н. Николаевой, таблицы фиксации продолжительности дня и т. д.

Этот вид моделей используется преимущественно в школе (Слайд 6).

Требования, предъявляемые к модели

Моделирование – это достаточно сложный процесс, чтобы его облегчить необходимо, соблюдать обязательные требования, предъявляемые к моделям.

Каждая модель должна :

1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.

2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней.

3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

4. Она должна облегчать познание (Слайд 7).

Этапы работы с моделью

Работа с моделью должна быть системной и последовательной, состоящей из определённых этапов.

I этап.

Цель: Знакомство детей с объектом или явлением, анализ изучаемых связей и отношений.

Задачи.

1. Выявление признаков объекта или явления природы.

2. Помочь детям понять связи между рассматриваемыми объектами.

Приё мы: обследование объектов или явлений природы, беседа с использованием вопросов к детям причинно- следственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если).

II этап.

Цель: Перевод данного материала на знаково-символический язык, который может осуществляться вещественными и графическими средствами.

Задачи:

1. Обучение приёмам изображения знаков и символов.

Приё мы: объяснение, пояснение, показ способов изображения знаков или символов.

III этап.

Цель: работа с моделью.

Задачи:

1. Учить детей понимать язык символов.

2. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, логическое мышление.

Приё мы: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.

IV этап.

Цель: Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.

Задачи:

1. Учить детей делать выводы, умозаключения.

Приё мы: словесные приёмы, оценка (Слайд. 8,9).

Моделирование в экологии

Формы практического применения:

Занятие по экологическому воспитанию.

Экологический уголок в группе.

Экологический уголок в группе.

Экологический уголок в группе.

Задания в индивидуальные блокноты. (Слайд 10)

Использование форм моделей в процессе экологического воспитания дошкольников можно разделить на три составляющие:

1. Моделирование особенностей строения, функционирования и развитие растений и животных, их приспособленности к среде обитания в разное время года.

К ним относятся группы моделей :

Описание животного;

Признаки живого;

Условия для жизни растений;

Строение растений и животных;

Потребности живого организма;

Отличительные признаки растений;

Функции живых организмов (Слайд 11)

Проводиться игра с педагогами «Узнай название птицы по описанию». (Слайд 12)

2. Сообщества живых организмов и особенности их обитания в разных экологических системах. К ним относятся группы моделей :

Биоценозы;

Сравнение диких и домашних животных;

Кто как размножается;

Что помогает хищникам охотиться;

От зернышка до булочки. (Слайд 13, 14)

3. Аспекты взаимодействия человека и природы.

Модели данного раздела придуманы в основном детьми и родителями. Они просты для восприятия и легко придумываются детьми. (Слайд 15)

Задача педагога и родителей – направить мысль детей в нужное русло, подвести к определённым выводам и заставить задуматься о влиянии человека на природу.

Формировать у детей осознанно правильного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ним через умение работать с моделями, знаками, символами. Цель экологического воспитания будет достигнута, если дети научатьсялогически мыслить и находить верные решения многих проблем современности.

Источники :

• Белоусова Р. Ю., Николаева Л. И. : «Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста»

• Белоусова Р. Ю., Пономарёва О. А. : «Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников».

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание - это воспитание духовности, интеллекта, нравственности. Природа и человек — поэты, художники, философы всех времён.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Консультация для педагогов ДОУ «Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи дошкольников» Речь детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Роль сказок в экологическом воспитании ребёнка» Структурное подразделение «детский сад «березка» МБОУ «Зеленодольская СОШ» Петропавловского района Алтайского края Консультация для.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в воспитании дошкольников» Консультация для педагогов: «Роль дидактических игр в воспитании дошкольников». Подготовила Васькина Г. М. Ведущей деятельностью детей.

Использование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников Консультация для воспитателейИспользование дидактических игр, наблюдения, моделирования, лэпбуков в экологическом воспитании дошкольников.

Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании» Консультация для воспитателей «Туристические прогулки в экологическом воспитании» МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской Воспитатель:.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Рисование акварелью по соли», как моделирование в экологическом воспитании дошкольниковМастер-класс для педагогов ДОУ «Рисование акварелью по соли», как моделирование в экологическом воспитании дошкольников Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема.

Мастер-класс для педагогов «Роль сказки в экологическом воспитании у дошкольников» РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. (Мастер класс для педагогов) Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира.

Мастер-класс «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников» 1. Вводная часть. Современная образовательная система признаёт за экологическим.

Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы) Татьяна Сергеевна Возмищева Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО Проектный метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 16 марта 2018 в 15:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД