Консультация для педагогов «Музыка в жизни ребёнка»

Ольга Трифонова
Консультация для педагогов «Музыка в жизни ребёнка»

Для преодоления дефектов речи необходима длительная, систематическая, комплексная коррекционная работа. В системе комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья используются различные психокоррекционные методики, среди них важное место занимает музыкальная терапия речи.

Музыка – это лекарство, которое слушают. Психотерапевты свидетельствуют, что на некоторых людей музыка влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье, создавать напряжение и вызывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчёркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, увеличивают содержание адреналина в крови, могут вызвать стресс.

В 1916 г. В. Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать». То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная; при возбуждении – громкая, быстрая. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу мажорную музыку. Вначале, как советуют психологи и музыкотерапевты, послушайте что – нибудь мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, а затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот поток как бы захватит вас и унесёт все ваши проблемы.

В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, ВУЗах, роддомах. Установлено, что при прослушивании плодом определённых мелодий, число осложнений в родах резко уменьшается, а малыши рождаются на свет более спокойными. В Швеции в палатах для рожениц предпочтение отдаётся концертам Моцарта.

Было замечено, что лёгкая, спокойная музыка датского композитора и музыканта Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить. Уравновешиванию нервной системы и снятию психического напряжения способствуют шум леса, пение птиц, мирный и ласковый плеск морской волны; пьесы из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Лунная соната» Л. Бетховена.

Лечебное действие музыки на нервно – психическую сферу детей происходит при её пассивном и активном восприятии: во время выполнения артикуляционной гимнастики, подвижных игр, на занятиях.

Артикуляционная гимнастика под музыку благотворно влияет не только на речевые и процессы, но и воспитывает музыкальные качества. Так как музыкальный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом (40 и 41 поля, то по закону компенсации музыкальные клетки могут замещаться речевыми и наоборот. Кроме того, и музыка, и речь имеют динамическое, ритмическое и мелодико-интонационное строение. Нарушение этих компонентов приводит к заиканию, нарушению слоговой структуры слова, недостаткам фонематических процессов, нарушению письменной и устной речи (дисграфии и дислексии). Поэтому, развивая музыкальные способности, мы развиваем и речь.

Музыка во время игр позволяет снять утомление и поднять детям настроение.

Метод музыкотерапии, применённый на занятиях по развитию речи, способствует

развитию фантазии и воображения, растормаживанию речевой функции, т. к. при

слушании музыки возникают вербальные ассоциации и мотивация связного

высказывания.

Учитель – логопед Трифонова О. Н.

Публикации по теме:

Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии Будем говорить правильно!Коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии осуществляется на основе Основной общеобразовательной.

Открытие городского лагеря «Радуга»Открытие городского лагеря «Радуга» 1 августа состоялось праздничное открытие лагеря с дневным пребыванием «Радуга» в отделе по работе с детьми с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Музыка в жизни ребёнка»
Опубликовано: 23 октября 2012 в 17:22
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Статья «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС ДО»
… Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются мать и отец....
Проектная деятельность в средней группе «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт»
Тема: «Новый год к нам идёт, чудеса свои несёт» Продолжительность проекта: 25. 12 – 29. 12. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта:...
Дидактическая игра для закрепления падежей существительных «Винни-Пух и его друзья»
Данная игра предназначена для отработки существительных единственного числа в винительном падеже с предлогом «В»: ( «Кто живет в домике? », для отработки...
Фотоотчет «У мамы руки золотые!»
В России стало доброй традицией отмечать День Матери. В детских садах проводят утренники, развлечения, досуги, тематические выставки. В нашем детском...
Проект «Самая любимая — мамочка моя!» (старший дошкольный возраст)
Проект: "Самая любимая, мамочка моя! " Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы №2 "Росинка", родители воспитанников. Вид проекта :...