Татьяна Алексеева
Консультация для педагогов «Подростки группы риска»
Задачи:
- Рассмотреть основные характеристики подростков группы риска.
- Изучить технологии социально-педагогического сопровождения подростков группы риска.
- Проработать методы по организации социально педагогического сопровождения.
Введение:
Публикация «Консультация для педагогов „Подростки группы риска“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психология подростка
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде само разрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей. В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору, неблагоприятным условиям воспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, педагогической запущенности. Значительная часть нарушений имеет и половые различия в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек – повышенная сексуальность. Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями педагогической запущенности. Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных», «проблемных», «дезадаптированных», детей группы риска. Они постоянно подвергаются риску в обществе : риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и успешной социализации. Общество о существовании таких детей старается забыть. Подобное отношение пробуждает в них жестокость, озлобленность, обиду. По мере взросления они становятся опасностью для других.
Проблема отклоняющегося поведения нашла отражение в отечественной психологической и педагогической литературе, в работах многих ученых: Е. В. Змановской, Н. А. Рычковой, А. Б. Фоминой, М. В. Шакуровой,Т. А. Шиловой и др. Они проявили большой интерес к феномену отклоняющегося поведения подростков, влиянию социальных факторов на особенности личности несовершеннолетних. Психологи выделили основные группы интересов подростков, к ним относятся: эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности; доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте; доминанта к романтике – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям и героизму.
Д. В. Эльконин в своих трудах выделил основы симптоматики развития, к ним относится возникновение трудностей в отношении со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к школьным оценкам и успеху, уход из школы, уверенность в том, что самое интересное происходит вне школы). Подростки начинают замыкаться в своем собственном мире, начинают вести дневники, тайные тетради, в которых они свободно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые молодежные компании, что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ. Они чувствуют свои значительно возросшие физические и умственные силы, но не знают их пределов. Между тем, подросткам очень хочется показать себя взрослыми. И они берутся за дела, которые не всегда могут осилить. Отсюда нередкое в этом возрасте психические и физические срывы, надломы, разочарования в жизни, апатия и безалаберность в поведении и беспомощность. Большинство подростков группы риска переживая состояние беспомощности чувствуют себя брошенными и одинокими. Понятие «беспомощность» это то состояние, когда подросток не может с чем- то справиться сам, а так же боится попросить помощи у других. У подростков группы риска состояние «беспомощности» связано с конкретными ситуациями: невозможность изменить взаимоотношения с родителями, сверстниками, принимать правильные решения или делать выводы. В данной ситуации может возникнуть болезненное нарушение представлений о будущем. «Как я теперь буду жить?», «Что мне делать одному в этом мире?», "Кому я нужен на этой земле?» Таким образом, можно сказать, что подростковый возраст является трудным этапом развития личности. Именно в этот период могут возникать неблагоприятные особенности личности, свойственные группам риска.
Завершая разговор о «подростках группы риска», уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией. Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба несовершеннолетнего. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим педагогам ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему трудности. «Трудные» подростки были, есть и конечно, будут. Трудная детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность – такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенства общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взрослых людей
Как показывает опыт Ш. А. Амонашвили и других передовых учителей, надо чтобы все подростки получали положительные эмоции и удовлетворение от учебной и вне учебной деятельности. Также одним из важнейших факторов успеха формирования положительного опыта служит наглядный пример, будут благополучными подростки, если будут благополучными их родители.
Исследования показывают, что уровень развития само регуляции подростка – это одна из основных личностных характеристик, от которой зависит его успешность. В развитии само регуляции подростков хорошо помогают занятия спортом, а также установление системы разумного контроля за его поведением.