Получи документы

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре»

Светлана Сдельникова
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре»

Давно известно, что игра – не только естественный спутник жизни ребенка с ранних лет, источник его радостных эмоций, но и традиционное средство воспитания и обучения. Игры, как правило, вызывают активную работу мысли, способствуют уточнению представлений об окружающем мире, расширяют кругозор ребенка, пробуждают интерес к творчеству, одним словом – совершенствуют все психические процессы, стимулируя переход детского организма к более высокой ступени развития. Не случайно игры признаны ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре“» размещена в разделах

Все эти качества игры как средства воспитания и обучения в равной мере касаются и народной игры.

Народные игры – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Они являются яркой чертой культуры каждого народа. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, важные личностные качества, отражают общественное устройство нации и взгляды на мир.

Славянские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение некой цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе славянских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.

В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Все исконно русские игры имеют космогоническое значение. Это заклики к природе, как коллективная просьба реализации тех или иных событий, явлений, действий; это диалог с Природой как с Матерью, через общую игру человек находит ответ, с малых лет он усваивает алгоритм общественного бытия.

Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на праздненствах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например, ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость реакции улучшают.

А специальные исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование культуры общения.

В жизни русского народа игры и игрища издревле занимали весьма видное место. В ряде детских игр мы видим подражание трудовой деятельности взрослых. Так, например, в играх «Репка», «Редька», «Хрен» изображается выдергивание названных овощей. В игре «Просо сеяли» дети руками показывают, как просо сеют, полют, косят и сушат и т. д. Многие детские игры не включают в себя фольклорных мотивов и сюжетов, в других играх, наоборот, фольклорные сюжеты являются органическими и неотъемлемыми компонентами.

Хороводы по всей Руси использовались в качестве праздничного ритуального танца в основном весной. Круг у славян являлся символом солнца, и танец символизировал приближение расцвета природы и стремился помочь ей пробудиться после зимы. Хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае. Использовали танец и для того, чтобы отвести предполагаемую беду от селения.

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в лапте – количество игроков, в салках – условия осаливания и др.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

Русские народные игры классифицируются по определенным признакам:

• По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

• По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой и высокой интенсивности).

• По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игру (с бегом, с прыжками в высоту и др.).

• По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

• С учетом возрастных особенностей (для младшего, старшего возраста).

• По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

• По физическим качествам (воспитание силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

Также русские народные игры поделены на разделы:

• Игры, отражающие отношение человека к природе – «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др.

• Игры, знакомящие с историческим наследием русского народа – «Ворота», «Каравай», «Корзинки», «Удочка» и др.

• Игры сверстников прошлых столетий – «Жмурки», «Ловишка», «Горелки», «Отгадай, чей голосок».

• Игры, отражающие стремление стать сильнее, побеждать – «Бой петухов», «Цепи кованые», «Перетяни за черту».

Включая народные игры в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры. Подражание предкам, поиск и использование способов для существования требует усовершенствования форм и методов общения с окружающими людьми, которые формируют склад человеческого коллектива.

Народные игры являются одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.

В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров – близких взрослых, товарищей – действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания. Также народные игры просты и доступны в их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки и т. д. Минимальное количество участников – от двух до четырех человек. Это такие игры как «Узнай, кто», «Король в плену», «Холодно-горячо», «Молчанка» и др.

Аналоги подобных игр можно встретить у всех народов планеты, что говорит об общей для землян культуре, в основе которой – знание законов Природы и разумный диалог с нею.

Справедливо известное изречение: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети». Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Правильно организованные и систематически проводимые народные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические и интернациональные чувства, способствуют приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к мордовской культуре и традициям Аннотация: в статье раскрывается сущность и понятие патриотического воспитания детей, выделяются основные направления патриотического воспитания,.

Приобщение детей дошкольного возраста к книжной культуреПриобщение детей дошкольного возраста к книжной культуре В приобщении детей дошкольного возраста к книжной культуре особое место занимает детская библиотека. Современные детские библиотеки располагают.

Презентация «Развитие и поддержка детской инициативы и творчества через приобщение детей к русской народной культуре» Перед современной системой образования стоит задача: приобщение нового поколения к исторической памяти народа, а значит - и сохранение её.

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре» В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения.

Консультация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Цель: Открыть для педагогов малоизвестные страницы русской народной культуры, приобщать их к культурному наследию страны. Вступительное.

Педагогический опыт «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение мордовской культуре и традициям» В последнее время государство особое внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Как воспитать ребёнка настоящим.

Педагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуреПедагогический проект «Народная игрушка» для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА» Программное содержание: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с русской народной.

Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ, ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЗРОЖДЕНИИ ИСОХРАНЕНИИ ФОЛЬКЛОРА.

Проект, направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре в контексте ФГОС «Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре»
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 19:10
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД