Получи документы

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экологического воспитания»

Анжела Муртиева
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экологического воспитания»

ФГОС ДО (от 17.10.2013 №1155) гласит, что одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (принципы п. 1.4) и содержание программы охватывает образовательные области, в том числе и познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (п. 2.6).

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экологического воспитания“» размещена в разделах

В силу сказанного, работа по данной теме очень актуальна в данный момент.

Результаты исследований психологов, педагогов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач познавательного развития детей через экологическое воспитание. Теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю. К. Бабанского, Л. Г. Вяткина, В. В. Давыдова, А. К. Марковой, Д. Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у дошкольников (педагогическое наследие Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В. А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г. Н. Волкова; концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А. К. Марковой, В. С. Мухиной, Г. И. Щукиной).

Проблема развития познавательной активности детей раннего возраста – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности (В. И. Логинова, Г. И. Щукина, Г. А. Урунтаева)

Проявление познавательного интереса В. А. Онищук связывает со следующими стадиями:

1. любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

2. любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

3. познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать.

Все это является неотъемлемой частью развития познавательной активности.

П. 4.6. Фгос до гласит:Целевые ориентиры образования в младенческом

и раннем возрасте:1. ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; 2. эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, 3. стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;4. Стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Также в раннем возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются во взаимодействии с миром природы. Необходимым условием развития познавательной активности через ознакомление с природой выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком

Исходя из всего выше сказанного, была создана и внедрена система работы по развитию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление с живой и неживой природой.

Начальные этапы познания действительности и развития познавательной активности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия.

Изучая ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (п. 2.6) мы видим, что содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н. Н. Поддьяков подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Для формирования познавательной активности у детей через ознакомление с природой необходимо создать развивающую предметно-пространственную образовательную среду. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для деятельности каждого ребенка, и акцентироваться на зону ближайшего развития ребенка.

Создавая уголок природы и экспериментирования,мы старались соблюдать основные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды: обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; предоставление права и свободы выбора; создание условий для поиска и экспериментирования;полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала. Пункт 3.3. 4 ФГОС ДО гласит: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

В центре природы и экспериментирования располагаются:

Дидактический материал по темам : «Овощи», «фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Времена года», «Цветы» и т. д.

Был изготовлен сухой аквариум с изображение рыбок и водных растений для формирования знаний по теме

Для рассматривания иллюстраций были подобраны ярко иллюстрированные произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.

Для наблюдения и осуществления ухода под присмотром взрослого подобраны комнатные растения в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ, оборудование для ухода за ними.

Настольно-печатные игры с экологической тематикой.

Картотека «Уход за комнатными растениями», «Дидактические игры экологической направленности»

Таким образом, среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и формирования у ребенка познавательной активности. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает формирование познавательной активности у детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

В соответствии с программой мы ведем работу по ознакомлению с живой и неживой природой. Ознакомление ведется всегда в форме игры и ориентируется на ребенка. В соответствии с ФГОС ДО П. 3.1, условия реализации программы должны обеспечивать полноценное развитие личности на фоне эмоц. благополучия и + отношение к миру», поэтому мы не только знакомим детей с доступными явлениями природы, но и помогаем замечать красоту природы в разное время года, формируем желание бережно относится к живой природе, способствуем формированию основ взаимодействия с природой. Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Развитие познавательной активности в процессе ООД

Для наиболее эффективной работы нами был составлен комплексно - тематический плана учебный год и перспективный план ООД по ознакомлению с природой. (Соломенникова О. А. Ознакомление с природой) Согласно данному планированию ознакомление с природой проводится 1 раз в месяц. Темы ООД «Ознакомление с природой» таковы «Морковка для зайчика» ( Цель: расширять представления детей об овощах (о моркови, формировать доброжелательное отношение к окружающим.);«Листопад, листопад, листья желтые летят…» ( Цель: дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признаками последовательно, по сезону одеваться на прогулку. Формировать умение выделять ствол, ветки, листья деревьев); «Поможем птичке-невеличке».( Цель: Сформировать у детей представления о жизни птиц зимой. Систематизировать и закрепить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, питании, о роли человека в жизни зимующих птиц. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание им помогать, сопереживание детей по отношению к «братьям нашими меньшим») и др.

В организованную образовательную деятельность я включала:

- игры дидактические, с элементами движения и др.

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение,

рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий;

- создание ситуаций педагогических, морального выбора; ситуативные разговоры с детьми. Например, игра-беседа (с воспитателем, с «гостем», когда в гости к детям приходят куклы-времена года, и каждая из них рассказывает о себе, о своих характерных особенностях, а герои часто просят у деток помощи, например, синичка просила накормить и обогреть её.

- познавательно-исследовательскую деятельность,

экспериментирование, конструирование;

- продуктивную деятельность (рисование и лепка на экологическую тему : «Гроздья рябины», «Ежик на осенней полянке», «Листопад» и т. д.) . Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Например, коллективные работы: рисование «Цветочная поляна», «Падал первый снег», лепка «Летний луг», «Одуванчики», «Божья коровка». Посредством творчества у детей остается понимание увиденного;

Естественно, 10 минут в месяц на ознакомление с природой это ничтожно мало, поэтому основная работа по развитию познавательной активности через ознакомление с природой осуществляется в ходе режимных моментов.

Развитие познавательной активности в процессе игр-экспериментирований.

Дети очень любят игры-эксперименты. В возрасте 2-3 лет – это действенный способ познания мира. Главное достоинство опытнической деятельности заключается в том, что в процессе опытов : дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, развивается речь ребенка, воспитывается активность в образовательной деятельности, формируются представления о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Мы с детьми проводили игры-эксперименты: «Достань камешек» ( Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений,«Теплый – холодный» ( Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная,«Что как плавает» ( Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов,«Найди шарик» ( Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой) и др. Дети изучают их свойства, играют с ними,обогащают словарный запас, проявляют творчество, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В уголке воды и песка малыши пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки;льют воду, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, окрашивали воду в разные цвета, замораживали её в формочках, украшали участок. ; приносили с улицы снег, наблюдали как он превращается в воду. Наблюдая и запоминая, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет – дети учатся делать элементарные выводы. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые эксперименты оставляют яркий след в душе ребенка.

Развитие познавательной активности в процессе наблюдений.

Планируя такую деятельность, мы придавали ей большое значение, так как дети усваивают знания непосредственно в окружающем их мире. Ребенок знакомится с предметами и их свойствами: цветом, формой, величиной, назначением. Например, снег белый, холодный, в руках быстро тает, или сухой песок не лепится. Во время наблюдений важно учить ребенка производить умственные операции: сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Например, рассматривая листья на деревьях (береза, клен., обращать внимание детей на то, что листья у клена большие и резные, а лист березы маленький. Или как только земля освобождалась от снега, детям предлагалось поискать зелёную травку и первые цветы. С большим интересом дети знакомились с мать-и-мачехой, рассматривали её большие листья. Зимой мы укрывали «снежным одеялом» деревья и травку. Малыша следует ставить в такие условия, чтобы у него возникало желание задавать вопросы, как можно больше обращаться к взрослому. Все методические приемы воспитателя направлены на то, чтобы во время работы формировать у детей наблюдательность.

Организуя наблюдения, мы соблюдали определенные правила:

1. Создавать мотивационную установку (воспитатель вначале обязательно говорит, что дети будут смотреть или куда пойдут).

2. Создавать условия для рассматривания объекта, выбранного для наблюдения.

3. Рассказывать о наблюдаемом объекте.

4. Ставить вопросы к детям.

5. Создавать ситуации для активного рассказывания детьми о том, что они наблюдали.

В это же время, во время наблюдений за живой и неживой природой, мы с ребятами развивали память, внимание, воспитывали любознательность. Познание какого-либо объекта начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать). Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Поэтому на прогулке дети стремились взять в руки понравившийся листочек, упавший с дерева, стремились потрогать все, что зеленеет на огороде. На прогулке мы восторгались красотой природы, настраивались на положительные эмоции приобщении с природой.

В уголке природы представлен календарь природы. Мы с детьми ввели условные обозначения: солнце, туча для обозначения состояния погоды. В начале учебного года мы использовали понятия «солнце-солнечно», «туча – не солнечно». С середины учебного года мы ввели понятия «ясно-пасмурно». Осадки мы тоже отмечаем на нашем календаре: дождь-капельки, снег-снежинки. Детям очень нравится отмечать результаты своих наблюдений.

Развитие познавательной активности в процессе проектной деятельности.

За время работы над темой я реализовала несколько проектов:

1.«Огород на окошке». Работа в «Огороде на окошке», проводимая нами в зимнее время, была насыщенной :мы трогали землю, сделали вывод, что она мягкая, рыхлая, проращивание лука-репки и наблюдения за растущим луком ведутся в течение 2-4 недель, уход за луком по мере необходимости (полив, рыхление) осуществлялся детьми под присмотром воспитателя. Выращивание фасоли, уход за ней, сбор урожая вызывает у детей понимание своей значимости в жизни растений. Целью ставилось уточнить представления о том, что растения вырастают из семян, научить узнавать семена фасоли, отличать их от гороха, закрепить знания об условиях, необходимых для роста фасоли (земля, вода, свет, тепло, формировать умение сажать проросшую фасоль, воспитывать интерес к выращиванию овощей. Так как работа в данном направлении проводилась в рамках проекта, мы постарались задействовать и родителей воспитанников.

2."Птичья кормушка". Проект рассчитан на 4 месяца. В начале зимы мы отобрали одну кормушку (наиболее нам подходящую, поговорили о корме для птиц, я показала чем можно кормить птичек (в начале года при встрече с родителями я рассказала об этом проекте, попросила их подготовить корм, родители сушили ягоды, готовили зернышки, садо для синичек и т. д.). Каждый день во время прогулки мы выносили корм, через несколько дней дети с радостью заметили, что птички каждый день нас ждут, во время нашей прогулки сидят на заборе, после нашего ухода слетают к кормушке. Мы с детьми с восторгом за этим наблюдали, очень приятно каждый вечер слышать" Мама, птички прилетали, мы их покормили, они теперь не умрут с голоду".

3. «В мире неживой природы". Мы каждый день находили 10 минут, чтобы поговорить о воде, узнать новые свойства. На фото представлен эпизод "О мыльной воде" -Для реализации проекта провели следующие игры: «Знакомство с пеной», «Мыльные пузыри», «Купаем куклу Дашу», «Стираем платочки», «Игры с пеной», «Рисуем пеной по зеркалу», «Разложи пену по формочкам», «Пенящие волны».Большое удовольствие детям раннего возраста приносят игры с мыльной пеной – это нравится всем без исключения малышам. Я старалась помочь каждому ребёнку почувствовать разнообразие тактильные ощущения при игре с пышной пеной. Показать, какие интересные образы можно создать из пены. Вызвать отклик на деятельность, желание повторить, попробовать еще.

Развитие познавательной активности в процессе игр и досугов

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Мы использовали разнообразные игры: дидактические, подвижные, настольно-печатные, творческие. Тематика настольно-печатных игр разнообразна: «Чей малыш?», «Малыш-следопыт», «Что где растет», «Времена года», «Чей домик» и др. С помощью таких настольных игр как «Дары лета», «Собираем урожай» дети учились узнавать некоторые отдельные признаки предметов, цвет, форму, группировать их по определенным качествам:овощи, фрукты. В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения-легкого, быстрого усвоения детьми знаний.

В процессе дидактических игр с природным материалом типа «Чудесный мешочек», «Посади божью коровку на цветок того же цвета» дети знакомились с листьями, цветами, фруктами, овощами. В этих играх у детей формируется умение обследовать предметы, накапливаются представления о явлениях действительности. Определенные знания о природе дети получают и при проведении подвижных игр, когда одновременно решаются несколько задач:повышение эмоционального тонуса детей, удовлетворение потребности ребенка в активных движениях, уточнение знаний о различных объектах и их свойствах, развитие ориентировки в окружающем. Игры мы подбирали с учетом времени года, темы наблюдений. Например, в подвижной игре «Солнышко и дождик», дети закрепляли знания о природных явлениях и приучались согласовывать свои действия с другими детьми и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Развитие познавательной активности в процессе трудовой деятельности.

Элементарная трудовая деятельность в уголке природы, на клумбе и в огороде. Работа на клумбе была разнообразна: мы сажали рассаду цветов, поливали клумбы, рассматривали цветы – плод нашей работы, а осенью вместе собирали семена. Очень понравилось деткам выступать в роли героев сказки «Репка» при сборе урожая. Ухаживали за комнатными растениями (герань, бальзамин, фикус, фиалка);временные объекты природы (огород на окне) с посадками лука, фасоли, рассады. В процессе систематического ухода за растениями уголка природы, огорода, клумбы мы стараемся сформировать у детей определённые трудовые навыки, укрепляя таким образом интерес к природе и решая ещё одну экологическую задачу по формированию у детей умений и навыков по уходу за растениями.

Развитие познавательной активности в процессе работы с семьями воспитанников.

Так как большую роль в развитии познавательной активности у детей играют родители, то я старалась привлекать к работе и их. Необходимо было сделать так, чтобы мамы и папы были небезучастны к деятельности детей, а становятся активными союзниками и помощниками в организации экологического воспитания. В работе с родителями я использовала разнообразные формы:

- анкетирование родителей по экологической тематике и активности детей, проводимое с целью выявления степени осведомленности родителей о важности экологического воспитания и с целью понимания активности как таковой.

-Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье»

-проведения консультаций,когда сообщалось о значении ознакомления с природой для формирования познавательной активности у ребенка (например, «Экологическое воспитание в семье», «Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с природой»); помещение материала в родительском уголке, например,рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе;

оформление выставки творческих работ родителей и детей с использованием природного материала, конкурс кормушек и скворечников для птиц. В дальнейшем все наши изделия участвовали в муниципальной выставке и были поставлены близи домов воспитанников для дальнейшей работы вне детского сада.

Осенью проводили конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети принесли самую большую картошку или самую красивую тыкву. За совместную работу, дети и родители получили благодарность и сюрпризы;

- оформление фотовыставки для родителей по реализации проектов «Как мы выращивали фасоль», "Волшебница-вода" (предварительно родители подготовили все необходимое для проведения проекта).

- обогащение предметно-пространственной среды по обсуждаемой теме.

- Родители были участниками таких экологических акций как "Играя, познаем природу"(в рамках группы, "Я расту с тобой"(в рамках детского сада).

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития экологических знаний у детей и их родителей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога,родителей и ребенка. Работа должна строиться с учетом эмоционального благополучия детей, разнообразия форм ознакомления ребенком с окружающим миром и должна быть направлена на формирование познавательной активности как средстве освоения мира.

Развитие познавательной активности в процессеознакомления с природой должно носить не случайный, а специально организованный характер. Только тогда педагог может достигнуть хороших результатов.

Литература:

1. Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53».

2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Издательство: Творческий центр "Сфера", 2011.

3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2010.

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2009- 326с.

5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : Москва – Синтез, 2015

6. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Конспекты занятий – М. : Мозаика - Синтез, 2018.

7. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика - Синтез, 2016

8. Дерягина Л. Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: Развивающие игры с песком и водой. СПб. : Издательский дом «Литера», 2018

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экологического воспитания»
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 16:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД