Получи документы

Консультация для педагогов «Требования к речи воспитателя»

Аня Лаптева
Консультация для педагогов «Требования к речи воспитателя»

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь!

(И. Бунин)

По моему мнению, человек становится личностью тогда, когда обретает возможность общаться с другими, понимать речь других и выразить себя. В широком смысле слова, речь – это способность человека передавать словами чувства и мысли. Поэтому в разговоре проявляется весь человек, его ум, чувства, отношение к людям, понимание жизни. Речь человека – важнейшее средство раскрытия его характера. В разговорной речи большую роль играют жесты, мимика, интонация.

Публикация «Консультация для педагогов „Требования к речи воспитателя“» размещена в разделах

В разговоре нельзя вернуться назад и зачеркнуть ненужное слово. Поэтому, воспитатель должен отдавать себе отчет в том, как он разговаривает с детьми, с какой интонацией.

Россия – многонациональная страна. И педагогами в России работают люди разных национальностей. К. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово – есть воссоздание внутри себя мира» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. Очень важно помочь ребенку, как можно успешнее овладеть прекрасным даром - правильной речью. Из этого следует: как педагог, владеющий неграмотной с диалектом речью, может развить в ребенке процесс овладения родным языком, грамматикой и звуковой культурой речи?

Поэтому, идя устраиваться на работу воспитателем, стоит в первую очередь задуматься «Как будут воспринимать мою речь дети, будет ли она им доступна?». Но это не говорит о том, что на карьере воспитателя можно поставить «крест». Необходимо работать над собой, над собственной речью.

«Слово есть поступок» (Л. Толстой)

Вслушиваясь в речь воспитателя, ежедневно дети вносят в свой словарный запас новые слова и выражения, а это значит, что педагогу необходимо следить за правильностью своей речи не только во время занятий, но и в течение всего режимного дня в ДОУ. Речь воспитателя должна следовать нормам литературного языка. Очень часто педагоги отклоняются от этих норм или просто из-за незнания.

Иногда в речи воспитателя можно услышать ряд ошибок. Например: «ихний» вместо «их». «Скока медведей» - «Сколько медведей», «Када» - «Когда», «Весь вещи» - «Вешай вещи», «Быстро

надевайся» - «Быстро одевайся», «Пойдемте играться» - «Пойдемте играть», «Поднимаемся по лестнице пешком» - «Поднимаемся шагом» и так далее.

«Слово часто бывает убедительнее золота» (Демокрит)

Мы все ошибаемся. Но необходимо начинать следить за своей речью, прислушиваться к мнению других во время замечаний. К сожалению многие воспитатели руководствуются принципом «И так сойдет!» (мультфильм "Вовка в Тридевятом царстве", думая, что дети все равно маленькие и не заметят ошибок взрослого. Но это не так, дети подмечают вплоть до мелочей. Если в процессе общения с детьми воспитатель понял, что мысль выражена не точно, он должен высказать новую фразу, чтобы уточнить и исправить сказанное ранее.

Выделяют следующие требования к речи педагога ДОУ :

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота –решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый словарный запас самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Требования к звуковой стороне речи.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, то есть у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы, недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного края.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия.

При чтении художественной литературы ускорение или замедление речи должно оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

Требования к связной речи педагога и ее лексико-грамматическому оформлению.

Дети учатся у взрослых не только произносить правильно звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в соей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления.

Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов :

- с уменьшительно-ласкательными суффиксами( «Танечка, вымой рученьки», «Катенька, убери чашечку со столика)

-засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать и т. д.)

-в общении с более старшими детьми использование звукоподражательных слов(«Где ав-ав?»).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность, выразительность речи воспитателя.

Рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительной, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты).

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

-правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся нарушения речи

-иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию

-правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания

-в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа

-связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции

-не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Работа над собственной речью

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой не замечают их.

Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Это неверно. При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки звукопроизношения.

• Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, з, ц, ш, щ, ч, ж, л, р, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

• Речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные, добирайте воздух на смысловых паузах.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят - левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

• Работа над дикцией

Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.

Два сапога-пара.

Нашла коса на камень.

Каков рыбак, такова и рыбка.

Щи да каша-пища наша.

У ежа ежата, у ужа ужата.

При произнесении слов следить за положением губ.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания. При произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делатиь паузы, своевременно добирать воздух.

• Четкость и ясность произнесения звуков и слов во фразовой речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтения скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следить за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижались.

Прохор и Пахом ехали верхом.

От топота копыт пыль по полю летит.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

• Интонационная выразительность.

Для устной речи очень важным является правильное использовании ее интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа (количество слов,слогов, произнесенных за определенную единицу времени, пауз (временной остановки голоса в речи, мелодии, движения голоса в речи по высоте и силе (изменения громкости голоса, тембра). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнение 1.

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

«Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

«Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

«Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

Упражнение 2.

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

Высокомерие:

«Да что мне Лев! Да мне ль его бояться?»

• Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 3.

Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.

• Вы мне утром звонили? — (Я).

• Вы мне утром звонили? — (Вам).

• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).

• Вы мне утром звонили? — (Звонил).

Упражнение 4.

Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.

— Дай альбом.

— На.

* * *

— Дай альбом.

— Альбом?

— Да, альбом.

— На.

* * *

— Дай альбом.

— Альбом?

— Да, альбом.

— На.

— Ой! Какой альбом!

* * *

— Дай альбом.

— Какой альбом? Тот?

— Нет, не тот.

— А какой?

— Тот.

— На.

— Ой, какой альбом!

* * *

— У кого альбом?

— У меня. А у тебя?

— У меня нет. Дай альбом.

— На.

* * *

— Где альбом?

— Альбом?

— Да, альбом.

— Там.

— Там?

— Да.

— Там нет альбома.

— А! Бумага!

— А где альбом?

— Там альбом. Верно?

— Да! Верно. Вот альбом.

Упражнение 5.

Многие слова в речи человека при определенном интонировании (паузы, динамика, темпоритм) могут сливаться, изменяя исходный смысл. В юмористической форме это явление описано в рассказе А. Шибаева «Несуразные вещи».

— Здравствуй!

— Привет!

— Что это ты несешь?

— Несу разные вещи.

— Несуразные? Почему они несуразные-то?

— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел.

— Что не сумел?

— Отстань.

Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

— Мел несу! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?

— Какая жена? Это у Мишки-то жена! Ах ты, шутник. Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.

— Вон оно что.

А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

— Тамарка?

— Ага.

— И ничего, симпатичная?

— Красивая! Зеленая такая.

— То есть как?

— Зеленого цвета.

— Постой, постой. Это что же: у нее. волосы, что ли, зеленые?

— У кого — волосы?

— Да у Тамарки-то?

— Что-о?

Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка.»

— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая. Там арка нарисована.

— Ага, все-таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.

— Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

— А ну тебя.

— Да! Стой, стой!

— Ну что еще?

— Привет передавай.

— Кому?

Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Упражнение 6.

Произнесите одну и ту же фразу «голосами разных животных» : коня, мыши, медведя, коровы, собаки, ежа, зайца и других — так, чтобы изменялась интонация и ритм речи.

Сегодня очень хорошая погода.

Стол стоит.

Облака плывут.

Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ»Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для педагогов ДОУ «Требования к мультимедийным презентациям для работы с детьми» Мультимедийная презентация – необходимое дополнительное средство обучения детей в группе и допустимый формат для дистанционных занятий с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Требования к речи воспитателя»
Опубликовано: 16 июня 2022 в 17:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД