Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм»

Марина Ланговая
Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм»

Все мы стремимся к тому, чтобы ребенок любил поэзию и знал как можно больше стихотворений. Ведь поэзия расширяет кругозор, развивает чувство прекрасного, способствует формированию общего уровня культуры человека. Заучивание стихов способствует развитию памяти, а память — показатель интеллекта. По словам И. М. Сеченова, память является «основным условием психической жизни человек», «краеугольным камнем его психического развития». Память следует активно развивать в дошкольном возрасте, т. к. именно этот возраст является наиболее сенситивным в её развитии. Дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства. А поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность.

Достаточно вспомнить книги нашего детства, например, «Сказки» Корнея Чуковского с иллюстрациями Сутеева и Конашевича. В них что ни страница – то разбор стихотворения в картинках – будь то «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище» или «Чудо-дерево».

Как у нашего Мирона,

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши,

Строят гнёзда из лапши,

Сел баран на пароход,

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке,

Вырастают шоколадки.

Ребенок самого раннего возраста, совершенно не умеющий читать, умеет разглядывать картинки и сопоставлять их с произносимыми взрослым словами, легко запоминать и воспроизводить их последовательность. Таким образом, происходит интерпретация зрительных образов в речь, и ребенок порой удивляет взрослых, пересказывая довольно длинные произведения наизусть, просто перелистывая страницы с картинками, заявляя при этом, что он «читает»!

При словесном заучивании стихотворений с детьми младшего возраста мы интуитивно стараемся помочь им жестами, обозначая действия, различные природные явления, размер и форму предметов, подсказывая таким методом следующее слово или фразу. Как показывает практика, время на запоминание текста сокращается в разы, поскольку детям интереснее не многократно повторять одни и те же строки, а принимать участие в интерактивной игре, фактически разгадывая шарады и получая от процесса удовольствие.

Дети растут, и мы меняем форму заучивания, оставляя лишь многократное повторение стихотворных строк, тем самым усложняя детям процесс запоминания текста и вызывая их негативную реакцию. А нужно бы и дальше использовать так хорошо зарекомендовавшие себя методы разучивания через зрительные образы, наглядные средства запоминания, трансформируя их соответственно возрасту ребенка. Метод пиктограмм идеально отвечает нашим целям, ведь пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова или слога, которое передает смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Младшим детям мы даем картинки, придуманные взрослыми, а старшим можно и нужно предлагать самим составить схему стихотворения с помощью картинок, тем самым не только развивая память, но и активизируя мышление детей.

С помощью пиктограмм ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» пиктограммы. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка – символ (пиктограмма, изображающая действие, признак, наречие, предлог или предмет; таким образом, все строки в стихотворении зарисовывается схематически.

Последовательность заучивания стихотворения:

1. Эмоционально прочитать детям разучиваемое стихотворение.

2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.

3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам взрослым, а потом ребёнком.

Очень полезно в течение дня на доступном детям месте оставлять нарисованное в пиктограммах разучиваемое детьми стихотворение, чтобы они имели возможность самостоятельно читать стихотворение по пиктограммам. К концу дня все дети будут хорошо знать стихотворение.

Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения и развивает основные психические процессы: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Научив ребенка самостоятельно создавать пиктограммы, мы можем облегчить ему обучение в школе, сокращая время на запоминание большого объема информации, ибо множество людей не расстаются с «детским» зрительным восприятием текста и на протяжении всей жизни.

Публикации по теме:

«Загадки про грибы для детей» Каждый малыш знает, что грибочек состоит из шляпки и ножки, но вот в том, какие грибы съедобные, а какие не съедобные и чем они друг от.

Поэзия в жизни ребенка Поэзия входит в нашу жизнь с раннего детства. Играя с детьми взрослые постоянно проговаривают различные потешки и частушки. Они заинтересовывают.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Транспорт
  • Этикет
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 18:42
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...