Получи документы

Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм»

Марина Ланговая
Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм»

Все мы стремимся к тому, чтобы ребенок любил поэзию и знал как можно больше стихотворений. Ведь поэзия расширяет кругозор, развивает чувство прекрасного, способствует формированию общего уровня культуры человека. Заучивание стихов способствует развитию памяти, а память — показатель интеллекта. По словам И. М. Сеченова, память является «основным условием психической жизни человек», «краеугольным камнем его психического развития». Память следует активно развивать в дошкольном возрасте, т. к. именно этот возраст является наиболее сенситивным в её развитии. Дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства. А поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик.

Публикация «Консультация для педагогов „Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм“» размещена в разделах

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность.

Достаточно вспомнить книги нашего детства, например, «Сказки» Корнея Чуковского с иллюстрациями Сутеева и Конашевича. В них что ни страница – то разбор стихотворения в картинках – будь то «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище» или «Чудо-дерево».

Как у нашего Мирона,

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши,

Строят гнёзда из лапши,

Сел баран на пароход,

И поехал в огород.

В огороде-то на грядке,

Вырастают шоколадки.

Ребенок самого раннего возраста, совершенно не умеющий читать, умеет разглядывать картинки и сопоставлять их с произносимыми взрослым словами, легко запоминать и воспроизводить их последовательность. Таким образом, происходит интерпретация зрительных образов в речь, и ребенок порой удивляет взрослых, пересказывая довольно длинные произведения наизусть, просто перелистывая страницы с картинками, заявляя при этом, что он «читает»!

При словесном заучивании стихотворений с детьми младшего возраста мы интуитивно стараемся помочь им жестами, обозначая действия, различные природные явления, размер и форму предметов, подсказывая таким методом следующее слово или фразу. Как показывает практика, время на запоминание текста сокращается в разы, поскольку детям интереснее не многократно повторять одни и те же строки, а принимать участие в интерактивной игре, фактически разгадывая шарады и получая от процесса удовольствие.

Дети растут, и мы меняем форму заучивания, оставляя лишь многократное повторение стихотворных строк, тем самым усложняя детям процесс запоминания текста и вызывая их негативную реакцию. А нужно бы и дальше использовать так хорошо зарекомендовавшие себя методы разучивания через зрительные образы, наглядные средства запоминания, трансформируя их соответственно возрасту ребенка. Метод пиктограмм идеально отвечает нашим целям, ведь пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова или слога, которое передает смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Младшим детям мы даем картинки, придуманные взрослыми, а старшим можно и нужно предлагать самим составить схему стихотворения с помощью картинок, тем самым не только развивая память, но и активизируя мышление детей.

С помощью пиктограмм ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» пиктограммы. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка – символ (пиктограмма, изображающая действие, признак, наречие, предлог или предмет; таким образом, все строки в стихотворении зарисовывается схематически.

Последовательность заучивания стихотворения :

1. Эмоционально прочитать детям разучиваемое стихотворение.

2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.

3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам взрослым, а потом ребёнком.

Очень полезно в течение дня на доступном детям месте оставлять нарисованное в пиктограммах разучиваемое детьми стихотворение, чтобы они имели возможность самостоятельно читать стихотворение по пиктограммам. К концу дня все дети будут хорошо знать стихотворение.

Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения и развивает основные психические процессы: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Научив ребенка самостоятельно создавать пиктограммы, мы можем облегчить ему обучение в школе, сокращая время на запоминание большого объема информации, ибо множество людей не расстаются с «детским» зрительным восприятием текста и на протяжении всей жизни.

Публикации по теме:

«Загадки про грибы для детей» Каждый малыш знает, что грибочек состоит из шляпки и ножки, но вот в том, какие грибы съедобные, а какие не съедобные и чем они друг от.

Поэзия в жизни ребенка Поэзия входит в нашу жизнь с раннего детства. Играя с детьми взрослые постоянно проговаривают различные потешки и частушки. Они заинтересовывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм»
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 18:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД