Лучший педагог года

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Наталья Адаева
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"

Часто можно наблюдать такую ситуацию.

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам! Сам!

Мать строго говорит:

Публикация «Консультация „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Правильно ли поступила мама? Каковы последствия поведения мамы? Постараемся вместе ответить на эти вопросы.

В детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему ребенок не любит трудиться. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам.

Важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

У детей на третьем году жизни резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

Первый из них негативизм, т. е. не просто не послушание или не желание выполнить указания взрослого, а стремление, все делать наоборот.

Затем – упрямство. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше.

И наконец, своеволие. Ребенок добивается самостоятельности даже в том, что еще не умеет, отказываясь от помощи взрослых.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т. д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции – испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность, не ругать, когда ему и так плохо.

Возникает вопрос: что же дети могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они еще малы?

Такой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол.

Дорогие родители, давайте определим перечень действий, доступный детской самостоятельности.

• Мыть лицо, не разбрызгивая воду; мыть руки, засучивая рукава; пользоваться мылом; вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

• Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать в определенное место, выворачивать на лицевую сторону.

• Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

• Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

• Пить из чашки; хорошо пережевывать пищу, с закрытым ртом; пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

• Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде надо создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, расчески, носков, постоянное удобное место для полотенца, для игрушек и т. д. Необходимо также правильно руководить действиями детей.

Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.

Литература:

Зверева, О. Л. «Родительские собрания в ДОУ»: методическое пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2011.

Прохорова, Г. А. «Взаимодействие с родителями в детском саду»: практическое пособие / Г. А. Прохорова. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2011.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Четыре ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду» 4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы.

Консультация для родителей «Подвижные игры дома» Консультация для родителей “Подвижные игры дома”. В практике детского сада широко используются подвижные игры, в которых все играющие.

Консультация для родителей Родителям надо помнить, что там, где старшие любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, создается особенно благоприятная среда.

Консультация для родителей Консультация для родителей «Начинайте с колыбели» Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребёнка. Совершенствуется голосовой.

Консультация для родителей «Основные правила взаимодействия родителей с ребёнком» Консультация для родителей младшей группы на тему: «Основные правила взаимодействия родителей с ребёнком» Когда ребёнок проснётся: -обязательно.

Консультация для родителей «О роли родителей в развитии речи ребенка» Консультация для родителей: «О роли родителей в развитии речи ребенка» - Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо,.

Консультация для родителей «Памятка умных родителей» ПАМЯТКА УМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ 1. Хвалите ребёнка даже за малые успехи. 2. Всегда отвечайте на детское любопытство. 3. Занимайтесь с ребёнком совместным.

Консультация для родителей «Права и обязанности родителей» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.

Консультация для родителей «Роль совместного отдыха детей и родителей» Семейное чтение. Растим читателя. А зачем, спросят многие? В наш-то век информационных технологий, тотального наступления Интернета. И,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 ноября 2016 в 19:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД