Лучший педагог года

Консультация для родителей «Что такое «детское словотворчество»?

Лилия Галимова
Консультация для родителей «Что такое «детское словотворчество»?

Термином «детское словотворчество» обозначают распространенное явление детской речи. Оно характерно для детей с 3 лет до школьного возраста. При игре дети непроизвольно используют в своей речи слова, которые не используется в языке окружающих их людей. Эти придуманные слова понятны и уместны в употреблении. Например: усталость, правдун, гусья, долге, «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другие.

Публикация «Консультация для родителей „Что такое „детское словотворчество“?» размещена в разделах

К. И. Чуковского удивляла и восхищала поразительная чуткость ребенка чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества :

«У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка…что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны…»

Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, образования новых слов.

1. Осколки слов : часть какого-нибудь слова используется как целое слово («лепь» - то, что слеплено; «прыг» - прыжок.)

2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого («сухота» - сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.)

3. Синтетические слова : одно слово состовляется из двух («бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, т. е. мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.)

Новые детские слова образуются в результате тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. И чем больше ребенок слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию новых слов у него появляется.

Овладение родной речью происходит за изумительно короткий срок, и поэтому К. И. Чуковский называл ребенка «величайшим умственным тружеником нашей планеты».

Как относиться родителям к детскому словотворчеству? Ответ может быть лишь один: искаженное слово следует сразу же исправлять. Многие родители собирают личные неологизмы своего ребенка, хранят как «детский словарик». Однако нельзя в присутствии ребенка повторять это слово, проявляя свое удивление или радость. К. И. Чуковский не советовал записывать в присутствии ребенка его неологизмы (словотворчество) в тетрадь или на магнитофонную пленку, а потом зачитывать знакомым. Это негативно отразиться на поведении дошкольника, он видит, что взрослые восторгаются им, чувствует себя маленьким гением, теряет непосредственность, вырастает с испорченной психикой. Нельзя и всячески препятствовать детскому словотворчеству, высмеивать его, подчеркивать неумение ребенка правильно выразить мысль. Это может затормозить процесс овладения языком.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите «новые» слова. Это происходит не потому, что иссякают творческие способности ребенка. Просто к пяти годам он уже выделяет различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить.

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Поэтому дети начинают стесняться и скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности.

При целенаправленном стимулировании словотворчества этот процесс не угасает. Родителям следует поощрять и стимулировать стремления ребенка сочинять свои первые детские стихи на основе усвоенных им слов. Помогать подбирать рифму, подсказывать тему.

Наивысшим элементом детского словотворчества является сочинение сказок. Предложите ребенку вместе с вами сочинить сказку. Начало у вашей сказки может быть, например такое : «По небу плыла огромная лохматая туча. Плыла, не спешила. Она видела все, что происходило на земле. Вдруг она заметила несколько мальчиков. Они играли в какую-то игру, громко кричали и спорили.

Вопрос: Во что играли мальчики? Что сделала туча?

«Туча»

По небу плыла огромная лохматая туча. Плыла, не спешила. Она видела все, что происходило на земле. Вдруг она заметила несколько мальчиков. Они играли в догонялки, громко кричали и спорили. Миша и Ваня поругались, потому что Миша подставил подножку Ване. Туча нахмурилась, потому что не любила ссор. Она подлетела и сказала: «Хватит ругаться! Миритесь!». Но мальчики ее не послушали. Тогда она брызнула на них дождем. И они забыли про ссору, и убежали домой. (Рассказ составлен ребенком)

Схема развития сюжета сказки.

1) Жил-был… Кто? какой он был? Чем занимался?

2) Пошел гулять (путешествовать, смотреть) … Куда?

3) Встретил, какого злого персонажа? Какое зло этот отрицательный герой всем причинил?

4) Был у нашего героя друг. Кто это? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

5) Где наши друзья стали жить? Что они стали делать?

Желаю успехов в стимулировании словотворчества вашего ребенка!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Что такое игра для ребенка» Игра это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает,.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Что такое детское экспериментирование» Деловая игра «Что такое детское экспериментирование» Жюри: заведующий, музыкальный руководитель 1 команда «Юниоры» : воспитатели, стаж работы.

Консультация для родителей «Дидактические игры — что это такое?» Дидактические игры – что это такое? В процессе обучения дошкольников в словаре воспитателя МДОУ часто можно услышать словосочетание «дидактическая.

Консультация для родителей «Что такое подготовка к школе?» Как известно, общее развитие ребёнка зависит от условий жизни и воспитания. Психика дошкольника в целом отличается повышенной восприимчивости.

Консультация для родителей «Что такое толерантность»Консультация для родителей «Что такое толерантность» В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы,.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Что такое ЗРР? Пути преодоления» «ЧТО ТАКОЕ ЗРР? ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ» Речь является важнейшим психологическим процессом, формируемым на первых годах жизни. Что касается процесса.

Консультация для родителей «Игра хранит и развивает детское в детях»Консультация для родителей «Игра хранит и развивает детское в детях» Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А. Наиболее важное значение, для детей имеет игра. Игра.

Консультация для родителей «Выразительная речь и интонация — что это такое?» Очень часто можно услышать такое выражение: «У этого человека выразительная речь, правильная интонация!» А что же такое – ИНТОНАЦИЯ? Интонация.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Консультация для родителей на тему: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?» Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование» Разрешите привести слова К. Е. Тимирязева «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что такое «детское словотворчество»?
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 21:12
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД