МААМ-картинки

Консультация для родителей детей младших групп «Загадки как средство развития речи детей дошкольного возраста»

диана галкина
Консультация для родителей детей младших групп «Загадки как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Цель консультации: рассказать родителям о значимости загадок и их влияние на развитие речи детей.

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песенки, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.

Публикация «Консультация для родителей детей младших групп „Загадки как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Знакомство ребенка с произведениями русского народного творчества должно начинаться с первых лет жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности, когда ребенок быстро и жадно познаёт окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений.

Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, различные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик – мальчик, то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчёркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.

В работе по развитию речи широко используются загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, прибаутки, песни, сказки. Остановимся более подробно на загадках.

Загадка – краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или косвенного вопроса.

Значение загадок.

1. Формирует любовь к народному творчеству, к родному языку.

2. Развивает мышление детей, то есть находчивость, сообразительность, быстроту реакции.

Виды загадок.

1. Загадки, содержание которых составляет одно предложение-вопрос. Например: Кто не себе свой дом носит? (Улитка).

2. Загадки, содержание которых состоит из нескольких повествовательных предложений и одного вопроса.

Например: Что это у Ванечки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в воде. (Удочка).

3. Загадки-описания, состоящие из одних повествовательных предложений.

Например: Дождик тёплый и густой,

Этот дождик непростой.

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ).

4. Загадки, содержание которых включает противопоставления. Например: Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).

ОТБОР ЗАГАДОК ПО ВОЗРАСТУ ДЕТЕЙ

Младшая группа.

Тематика загадок: о предметах, хорошо знакомых детям.

Требования к содержанию. Описание должно быть яркое, должны быть выделены характерные признаки (цвет, форма, величина).

Можно давать загадки, в которых отгадка хорошо рифмуется с каким-либо словом загадки.

Примеры загадок:

Мохнатенькая, усатенькая, молочко пьёт, песенки поёт.

(кошка)

Беленькие пёрышки, красный гребешок. Кто это на солнышке? Петя… (петушок)

Средняя группа.

Тематика загадок: о предметах, хорошо знакомых детям, + средства передвижения, дикие животные, явления природы.

Требования к содержанию. Характеристика предмета должна даваться полно, подробно, как описательный рассказ. Можно давать загадки с простыми сравнениями и несложными метафорами.

Примеры загадок.

На спинке иголки длинные и колкие, а свернётся в клубок, нет ни головы, ни ног. (ёж)

Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)

Старшая и подготовительная к школе группы.

Тематика загадок: о любых предметах и явлениях, но содержание должно быть доступно детям.

Требования к содержанию.Дети умеют сравнивать, обобщать, делать умозаключения. Начинают понимать смысл образных выражений, поэтому используются загадки с более сложным языком и художественным словом.

Примеры загадок.

Ни зверь, ни птица, а нос как спица. (комар).

Зубов много, а ничего не ест. (пила).

Как научить детей отгадывать загадки?

Взрослые, загадывая детям ту или иную загадку, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок её отгадать. Взрослые торопят ребенка с ответом, забывая о том, что главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ.

Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда просто сообщают отгадку, сами растолковывают её смысл, лишая детей возможности думать и размышлять.

Обучение детей отгадыванию загадки требует терпения. Взрослому не следует рассчитывать на природную сообразительность детей, их следует учить сознательному отгадыванию, а также необходимо просить, чтобы ребенок объяснял и доказывал правильность ответа.

Условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание.

1. Предварительное ознакомление ребенка с тем предметом или явлением, о которых пойдёт речь в загадке.

Для того, чтобы ребенок смог отгадать следующую загадку:

Железные избушки,

Прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой

Везёт всех за собой. (поезд)

Взрослый должен рассмотреть картинку или игрушку поезда, либо организовать прогулку так, чтобы ребенок увидел поезд.

2. Есть много явлений природы, которые с течением времени меняются. Чтобы ребенок мог самостоятельно отгадывать загадки про явления природы, взрослый должен организовать для ребенка систему наблюдений, позволяющих увидеть явления природы в разные периоды их развития.

Зимой и летом одним цветом. (ель).

3. Иногда, даже многократные наблюдения не помогают составить полное представление о явлении.

На дворе горой, а в избе водой (снег).

Чтобы отгадать данную загадку, нужно провести опыт, который и станет ключом к отгадке.

4. Очень много загадок построено на знании таких качеств и свойств предметов, которые познаются в процессе многократных действий с ними.

Играя с мячом, взрослый обращает внимание ребенка на то, что он упругий и чем сильнее по нему ударишь, тем выше он подпрыгивает. Эти знания помогут ребенку отгадать следующую загадку:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (мяч)

5. Облегчает отгадывание загадок и характер их преподнесения. Если за один день взрослый предлагает загадки, посвященные разным темам (о труде, о природе, о животных, то ребенок будет поставлен в трудное положение, и эта игра будет дидактически не эффективной. Таким образом, загадок может быть много, но они должны быть на одну тему. Например: об орудиях труда.

6. Играя с ребенком в игру «Отгадай загадку» взрослый должен знать о нескольких правилах этой игры:

• рассмотреть предмет с вычленением лишь тех признаков, которые отражены в загадке, при этом используются элементы загадки для описания этих признаков;

• отгадывание самой загадки;

• рисование отгадки «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» (по желанию ребенка).

7. Загадывая загадку, взрослый должен держать паузу, ждать, когда ребенок догадается, о чём или ком данная загадка. Выслушав ответ ребенка, взрослый не должен сразу соглашаться с правильным ответом, а просит ребенка объяснить, как он догадался, о чём загадка.

8. Если загадка загадывалась нескольким детям сразу, взрослый не должен сразу соглашаться с правильным ответом одного из детей, так как это прекратит мыслительную деятельность других детей. Выслушав ответы 2-3 детей, взрослый также должен попросить объяснить, как дети догадались, что в загадке говорилось именно об этом.

Загадки существовали во все времена в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим от злых сил. С ее помощью испытывали сообразительность, находчивость человека. Загадки являлись уроками народной мудрости, позволяли детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности. И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Разгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, расширяют представления детей о возможностях переносного значения слова. У ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности.

Работа над загадками на этапе автоматизации звука в слове происходит по классической схеме: логопед загадывает загадку, а ребенок называет слово-отгадку. В отгадке содержится автоматизируемый звук.

Например, при автоматизации звука [р] можно использовать следующие загадки:

«Красное коромысло над рекой повисло» (радуга,

«Девица в темнице, а коса на улице» (морковь).

Для детей, испытывающих затруднения при разгадывании загадок, используется наглядный материал — предметные картинки, из которых ребенок может выбрать нужную, что облегчает ему задачу.

Если загадка включается в домашнее задание, то просим ребенка не просто разгадать ее, но и нарисовать отгадку.

Помимо того что загадки подразделяются по автоматизируемым звукам, они еще очень четко делятся по лексическим темам, что позволяет поддерживать связь с воспитателем и закреплять те лексические представления, которые дети получили на занятиях. Это могут быть загадки о диких и домашних животных, инструментах, растениях и пр.

Играйте с детьми, загадывайте им загадки и просите их загадывать загадки вам! Это очень интересно и увлекательно!

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей детей младших групп «Загадки как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 марта 2021 в 17:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД