Получи документы

Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Людмила Анхимова
Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»

"…есть пятьдесят способов сказать "да"

и пятьсот способов сказать "нет", в то

время как написать это слово можно

только один раз. "

(Дж. Б. Шоу)

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Что же это такое, интонационная выразительность речи?

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску). С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания.

Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.

Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности.

Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания.

Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги.

Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.

Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т. д.

Обычно интонационной выразительностью дети овладевают к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. Но как показывает практика, зачастую речь наших детей монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. При этом важно понимать, что недостаточная интонационная выразительность отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

В дошкольном учреждении коррекционная работа с детьми по формированию интонационной выразительности сочетает мероприятия, направленные на развитие слухового внимания, речевого слуха, речевого дыхания, мелодики, ритма, темпа, силы и тембра голоса. Вместе с тем, эффективность формирования выразительной речи во многом зависит от организации активного участия родителей в процессе формирования выразительной речи у дошкольников.

Что же поможет родителям сделать речь ребенка выразительной?

Прежде всего – это выразительное чтение сказок, стихов, других литературных текстов. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Очень хорошо зарекомендовали себя в этом смысле аудиосказки, прочитанные профессиональными актерами. После неоднократного прослушивания сказки можно предложить ребенку пересказать текст, подражая голосам актеров или прочитать диалог из сказки в лицах (по ролям).

Полезно использовать специальные упражнения способствующие развитию интонационной выразительности речи детей.

1) Предлагаем ребенку произнести небольшое предложение с разной интонацией: удивленно, недовольно, испуганно, радостно, грустно. Например, «Дождь идет», «Солнышко светит», «Мальчик бежит».

2) Предлагаем ребенку придумать и задать как можно больше вопросов по картине.

3) Предлагаем ребенку произнести любую фразу как мышка (птичка) повышая тон голоса, затем как медведь (слон) понижая тон.

4) Предлагаем ребенку произнести слово (предложение) изменяя силу голоса (тихо-громко).

5) Необходимо стремится к тому, чтобы ребенок научился говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Предлагаем ребенку произнести любую фразу, сначала в медленном, затем в быстром темпе.

И, конечно же, по влиянию на выразительность речи, почетное место принадлежит театрализованной деятельности. Устраивайте дома, пусть небольшие, но увлекательные и наполненные эмоциями представления, при этом стремитесь использовать все доступные ребенку средства интонационной выразительности речи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 21:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД