Наталья Волкова
Консультация для родителей «Изотерапия с детьми»
▼ Скачать
Арт-терапия – это не просто уроки рисования, а свободное творчество с применением различных методик, приемов, материалов, которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Можно ли стать менее тревожным или застенчивым, «просто» нарисовав серию рисунков? Реально ли, если Вас гнетет, казалось бы неразрешимая проблема, «снять» её с себя вместе со сделанной и раскрашенной собственными руками маской? Станет ли эффективней профессиональная карьера вследствие с банальным пластилином или глиной? Ответы на эти вопросы может дать арт-терапия – метод лечения психических (и не только) расстройств и психологических проблем посредством художественного творчества.
Публикация «Консультация для родителей „Изотерапия с детьми“» размещена в разделах
В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все больше внимания. Причины этого кроются в «мягкости» и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов, что затушевывает неизбежную в словесном диалоге пациента и специалиста боль, в гармонизации и исследовании тех сторон нашей жизни, для которых слова малопригодны или не годятся вовсе, в гуманности предлагаемого подхода с безусловным принятием и уважением конкретной личности каждого обратившегося.
Форма проведения арт-терапии может быть как сугубо индивидуальной, так и групповой (с использованием совместно создаваемой атмосферы и «групповых проектов»). Материалом творчества может быть рисунок, лепка, аппликация, работа с тканью и деревом, подручными материалами, изготовление масок – почти всё. Работа может сочетаться с музыкальным воздействием, пластикой, элементами драматизации и медитации – спектр «инструментов» практически неисчерпаем.
Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании изотерапии, бесконечно. Работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе у ребенка. Изобразительное творчество – это мощное средство самовыражения, помогающие осуществить самоидентификацию и обеспечивающее путь для проявления чувств.
Арт-терапия строит свои отношения с ребёнком таким образом, чтобы ребенок делился своими ощущениями, возникающими при изотерапии, чувствами, касающимися подхода к выполнению и решению задачи, к самой работе, к процессу творения. В результате ребенок начинает лучше осознавать себя.
Рисование.
Самопознание ребенка углубляется благодаря обсуждению вопросов, относящихся к разработке частей картинке, их более четкому выделению, достижению большей ясности путем описания формы, цвета, образов, предметов, людей.
Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом – непосредственное переживание. На этом этапе изотерапии дети любят, как они это называют, «пачкать», сначала используя один, затем другой материал, а потом смешивая их.
Второй этап: процесс творческой работы – создание феномена, визуальное представление. Дети безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением, вне зависимости от возраста (даже очень маленькие дети).
Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания. На этом этапе необходимо расположить работу в таком месте, где на неё было бы легко смотреть. Детям предлагают поместить своё художественное произведение в удобном для них месте на вертикальной поверхности (стене, окне, на стенке шкафа, двери).
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей возникающих в результате рассматривания творческой работы.
Психолог просит ребенка описать картинку так, как будто картинкой является он сам, с использованием слова «Я».
Методика работы.
Предоставьте ребё нку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалов являются обои, краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти.
При работе с изобразительными материалами предлагайте детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.
Просите детей работать быстро. Если вы заметили какой-то стереотип, придумайте упражнения, в которых будут присутствовать действия, противоположные уже привычным.
Дети также получают удовольствие от технических приспособлений. Во время упражнений, требующих соблюдения временного интервала, можно использовать секундомер, песочные часы.
Тексты инструкций к упражнениям.
«Сейчас ты будешь в течении минуты смотреть на этот цветок. Я засеку время по секундомеру (песочным часам) и затем попрошу, когда закончится время, сделать рисунок тех чувств, которые ты испытывал, когда смотрел на него»
«Попробуй выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется»
«Нарисуй, что ты делаешь, когда ты сердишься; что заставляет тебя быть сердитым»
«Изобрази место, которое делает тебя счастливым; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать»
«Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)»
«Вернись назад в какое-то время или к какой-то сцене. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя наиболее бодрым»
«Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь а первую очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; семейную сценку; твой любимый обед; сон»
«Нарисуй, где бы ты хотел быть: идеальное место, любимое место. Или место, которое ты не любишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе представить»
«Нарисуй, как ты обращаешь на себя внимание; каким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь; что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокойство, ревность, одиночество»
«Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные»
«Нарисуй вещи, противоположные друг другу: слабый – сильный; счастливы – несчастный; печальный – веселый; любить – не любить; хороший – плохой; счастье – несчастье; доверие – подозрение; отдельно – вместе»
«Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. Что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?»
Работая с детьми, также можно произносить слова и предлагать детям быстро рисовать то, что обозначают эти слова: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т. д. В качестве тем для рисунков можно использовать множество других вещей: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинение литературных произведений, стихов.