Наталья Кузьменко
Консультация для родителей «Когда у ребенка формируется совесть»
До пяти лет ребенок только на словах знаком с этим понятием и толком не знает, что же с ним делать. Совесть – это внутренний голос, который затевает спор если нарушить определенные моральные или этические правила.
Считается, что до пяти лет детям чуждо это понятие. Они смотрят на мир исключительно со своей стороны. Малыш может запомнить правила хорошего тона и выучить, где добро, а где зло, но само понимание что такое совесть приходит несколько позже. Совесть, как личное качество может возникнуть только благодаря воспитанию родителей, которые закладывают в ребенке ценности и моральные нормы, приемлемые в обществе и в собственной семье. И лишь к одиннадцати годам мозг ребенка настолько развит, что позволяет приобрести собственные ценности и делать выбор. На основе личных качеств и формируется понятие совести.
Публикация «Консультация для родителей „Когда у ребенка формируется совесть“» размещена в разделах
Конечно, можно и маленького ребенка трех лет научить сопереживать товарищу, который больно ударился. Он может даже отреагировать слезами, но это всего лишь реакция, которой вы его обучили, а не настоящее чувство.
Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что такое совесть, на это состояние нужно обращать внимание ребенка. Начать можно с книжек, где все полярно — есть четко выраженное «хорошо» и такое же явное «плохо». Прочитав подходящую для разговора о совести книжку, следует обсудить ее с ребенком : «Главному герою стыдно… Он даже покраснел… Как думаешь, почему? А когда еще бывает стыдно? А тебе бывало стыдно? А когда стыдиться не стоит?»
Прочитав подходящую для разговора о совести книжку, следует обсудить ее с ребенком : «Главному герою стыдно… Он даже покраснел… Как думаешь, почему?. А когда еще бывает стыдно? А тебе бывало стыдно? А когда стыдиться не стоит?»
И еще. Если родители поступили с ребенком нечестно (не выполнили обещания, не сдержали слова, накричали «ни за что», не стоит вуалировать этот поступок усталостью, кучей проблем и т. д. Нужно просто ИЗВИНИТЬСЯ. Заставить себя проговорить «трудные» слова: «Я виноват перед тобой, мне стыдно. И оправдываться я не буду. Просто постараюсь больше не обманывать (или не огорчать, или не наказывать, не разобравшись в сути вопроса и т. д.)»
Почему это так важно? Да потому, что дети берут с родителей пример во всем. И если ребенок посчитает, что у его мамы и папы нет совести, то, скорее всего, решит, что и ему она тоже ни к чему. И уже почти невозможно будет объяснить такому человеку, что совесть — это не хвост ящерицы и, потеряв ее однажды, новую можно и не отрастить
И уже почти невозможно будет объяснить такому человеку, что совесть — это не хвост ящерицы и, потеряв ее однажды, новую можно и не отрастить.
Что должен понять ребенок
Объяснение ребенку раннего дошкольного возраста должно быть похоже на рассказ «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Поступки против законов совести :
• против благополучия другого человека – это совершенное нехорошее дело;
• против его спокойствия – это сказанное нехорошее слово;
• против целого народа или даже всего человечества – это система нехороших слов и поступков.
Поступки по законам совести :
поступки с отрицательной частицей «не» : не злорадствуй, не злословь, не обманывай, не предавай, не обижай…
Предпосылки для формирования совести
В раннем дошкольном возрасте дети получают уроки из жизни и примеры главных составляющих любви и заботы: сочувствия, жалости, сопереживания по отношению к себе и другим, ощущают гамму ответных чувств – это происходит закладка базовых основ сострадания, дружбы и любви. Но ребенок должен не только испытывать ответные чувства благодарности, но и сам учиться дарить добро.
На этом возрастном этапе в маленьком человеке закладывается как эгоизм, так и альтруизм. А совесть сможет зародиться на хорошо удобренной любовью и уважением почве.
Только тот человек способен на проявления дружбы и любви, уступки и компромиссы, сочувствие и сопереживание, кто имеет чувство собственного достоинства и уважение к себе.
Тогда он сможет уважать и любить других. Закладывайте в нем эти важные личностные качества.
Ребенок должен испытывать уважение и доверие к себе в семье, не быть под гнетом давления, тотального контроля и категоричной критики. С его мнением должны считаться, он должен участвовать в принятии некоторых решений, быть вовлеченным в общее дело, а значит, чувствовать свою роль и значение, пусть даже пока небольшое.
Совесть распространяется и на прилежное качественное выполнение своих обязанностей, трудовых и учебных.
Поэтому очень важна роль приобщения ребенка к труду, к самостоятельности, а значит к собственным обязанностям и ответственности за их выполнение.
Как зародить чувство совести в детях?
Рассмотрим несколько способов, как родителям воспитать чувство совести в своих детях :
Беседуйте с детьми о совести
Дети очень часто рассказывают родителям о поступках и поведении своих ровесников. Такая беседа является хорошим поводом для обсуждения человеческих качеств.
Комментируйте поведение актеров при семейном просмотре фильма или обсуждении прочитанной книги.
Внимательно слушайте точку зрения своих детей
Всегда интересуйтесь точкой зрения своего ребенка. Дайте ему возможность самостоятельно разграничивать добро и зло.
Озвучивайте свою точку зрения. Подскажите как в различных ситуациях вести себя правильно.
Поощряйте детей за правильные поступки
Возьмите за правило хвалить ребенка за корректное поведение в обществе, за проявленное уважение, за соблюдение общепринятых правил.
К примеру, если вы целый день убирали, а ребенок за 5 минут навел бардак, ваш крик только усугубит ситуацию. А вот если его малейшая помощь будет замечена и поощрена вашей похвалой, то детская совесть перераспределит внутренние приоритеты.
Воспитание совести
Станьте примером для своих детей
• Иногда родители несправедливы к своим детям. Научитесь признавать свои ошибки и просить прощения.
• Расскажите, что ваша совесть подтолкнула вас исправить ситуацию.
• Объясните, что совесть бывает разной
• Внутри каждой семьи существует свой набор жизненных правил. Совесть двух разных людей может существенно отличаться. Есть определенные стандарты, которых нужно придерживаться.
Но люди совершают ошибки и нуждаются в корректировке своего поведения.