Лучший педагог года

Консультация для родителей «Моделирование в процессе ознакомления детей с художественной литературой»

Алла Ходунова
Консультация для родителей «Моделирование в процессе ознакомления детей с художественной литературой»

Консультация для родителей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» комбинированного вида г. Унеча Брянская область

Консультация для родителей

«Моделирование в процессе ознакомления детей с художественной литературой»

(использован материал Якимовой Н. Ш.

Воспитатель МДОУ д/с "Солнышко"

Ходунова Алла Николаевна.

Публикация «Консультация для родителей „Моделирование в процессе ознакомления детей с художественной литературой“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – период образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: сенсорные эталоны, символы, знаки и прежде всего это различные наглядные модели, схемы и т. п.

В последние годы вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми привлекают все больше внимания. Психологами доказано, что развитие ребенка заключается в постепенном освоении им человеческой культурой, развитии способности видеть мир и взаимодействовать с ним. Исходя из особенностей психического и возрастного развития детей, необходимо не только организовывать различные виды деятельности, но и использовать и те средства, которые способствуют наиболее эффективному развитию и становлению личности ребенка, его умственных способностей.

Модель – это «устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действия какого-либо другого устройства, любой образ, какого-либо объекта, процесса или явления, используемого в качестве «заменителя»».

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов, систем объектов путем построения и изучения их моделей.

В. И. Логинова под моделированием понимает процесс создания моделей, т. е. каких-то образов, изображений, их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, связи объектов.

Особенность моделирования в том, что оно делает наглядным скрытые от восприятия свойства, связи, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний приближающихся по содержанию к понятиям.

В дидактике выделяют три вида моделей :

1) Предметная модель в виде физической конструкции предмета, т. е. модель аналогична предмету;

2) Предметно-схематическая модель, здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей, графических знаков.

3) Графические модели, т. е. графики, формулы, схемы и т. п.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

1) четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;

2) быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

3) ярко и отчетливо передавать с ее помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;

4) обличать познания.

В процессе ознакомления дошкольников с моделями можно выделить несколько этапов:

- Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети осваивают способы замещения реально существующих компонентов условными обозначениями.

- На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям.

- Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В настоящее время в психологии является общепринятым факт (А. В. Запорожец, А. Ф. Обухова, Н. Н. Поддьяков) о возможностях дошкольников при определенной организации познавательной деятельности овладеть способом мышления от общего к частному.

Использование моделей способствует актуализации знаний детей об окружающем и актуализации речевых навыков, т. е. моделирование активизирует познавательную и практическую деятельность.

При обучении дошкольников родному языку широко используется схема-план. Она предназначена помочь детям проанализировать предмет, выделить особенности, составить описательный рассказ.

Для расширения словаря можно использовать схемы, разработанные Л. Н. Ефименковой, которые представляют собой круг и зеленую полоску, обозначающие форму и цвет предмета. Она предлагает знакомить детей со схемой в младшей группе. Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными, полными, последовательными.

В процессе работы со схемами дошкольники не только закрепляют словарь, но и усваивают форму простого распространенного предложения с однородными членами предложения.

Для обучения составлению описательного рассказа можно использовать схему-план, разработанную Т. Ткаченко и Л. Ефименковой. Эта модель представляет собой лист картона, состоящий из шести квадратов. Например, для описания предметов посуды изображены следующие символы: 1) цвет (3-4 фиолетовых пятна); 2) форма (геометрической фигуры в виде контура); 3) величина (2 чашки контрастной величины); 4) материал (металлическая фольга, пластмасса, пленка «под дерево»); 5) части посуды; 6) действия с посудой (кисть руки).

Аналогичные схемы разработаны для составления описательных рассказов об игрушке, одежде, домашних животных, овощах и фруктах, временах года. Рассказы у детей четкие, связные, полные, последовательные.

Структурная модель была разработана О. М. Дьяченко, Е. Я. Мараль. Она предназначена для анализа литературных произведений, для пересказа и придумывания самостоятельных рассказов и сказок по предложенной наглядной модели.

Модель представляет собой от 3 до 6 блоков, рамочки с условными заместителями персонажей, передающих основной смысл эпизода.

Модель-схема звукового анализа слов разработана Д. Б. Элькониным, Л. Е. Журовой. Она представляет собой карточку, в верхней части которой изображен предмет, а под рисунком схема звукового состава словоназвание этого предмета.

Автор звуковой линейки Г. Я. Туманова демонстрирует последовательность звуков, текучесть нашей реки. Работа с моделью заключается в следующем: последовательность звуков в слове вначале демонстрирует воспитатель; он произносит первый звук и начинает перемещать выдвигаемую часть линейки; произнося второй звук, воспитатель продолжает выдвигать линейку и т. д. (со средней группы).

При формировании звуковой культуры речи используются картинки-символы М. Р. Фомичевой, которые являются обозначением звука, с которым работают на этапах постановки, автоматизации, дифферинциации звуков.

Для каждого звука, который ставит воспитатель, он должен подобрать предметную картинку-символ. Например; «р-р-р»-рычит тигр; «ж-ж-ж» – жужжит жук. В названии предмета или действия должен быть соответствующий звук. Например; ч – кузнечик стрекочет, к – капли капают.

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно использовать карты В. Проппа.

На современном этапе существует проблема, направленная на выявление резервов психического развития детей дошкольного возраста и повышение их уровня подготовки к систематическому обучению в школе.

В качестве одного из таких методов может выступать метод моделирования. Полученные в работах П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера данные свидетельствуют о высокой эффективности его использования как одного из важнейших средств развития мыслительной деятельности, способствующего формированию опосредствованного характера мышления и является основой формирования общих умственных способностей.

Теоретический анализ и экспериментальное изучение роли моделирования в учебной деятельности школьников были проведены в ходе экспериментального обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, грамматике (Л. И. Айдарова, В. Н. Протопов, А. К. Маркова, математике (В. В. Давыдов, Ф. Г. Боданский, Г. Г. Микулина, Г. И. Минская, Л. М. Фридман, Р. А. Атаханов) и труду (Э. А. Фарапова).

Результаты исследований показали, что включение моделирования в содержание школьного обучения способствует усвоению подлинно научных понятий уже в начальных классах. Соединение наглядности, раскрывающей сущность изучаемого явления, с непосредственными действиями самих учащихся по преобразованию учебного материала способствует формированию основ теоретического мышления.

В ряде исследований были выявлены также возможности успешности применения моделирования в обучении и развитии мышления детей дошкольного возраста (Л. С. Георгиев, Л. Ф. Обухова, А. А. Литвинюк, Н. И. Непомнящая). Большой цикл исследований, направленных на изучение применения разных форм наглядных моделей при обучении дошкольников, был проведен в НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, И. С. Фрейднин, Т. С. Комарова и др.).

А. В. Запорожец указывает на то, что хотя мышление дошкольников носит в основном наглядно-образный характер, ребенок этого возраста обладает значительно более широкими познавательными возможностями, чем это предполагалось ранее, и эти возможности используются далеко не полностью. Ссылаясь на большое количество конкретных исследований, он приходит к заключению, что оптимальный вариант репрезентации ребенком существующих признаков и взаимоотношений состоит в том, чтобы «материализовать» их, спроецировать в плоскость непосредственно воспринимаемых объектов в виде наглядных моделей, которые можно видеть и осязать и с которыми можно производить различные манипуляции.

Н. Н. Поддьяков рассматривает моделирование как один из путей формирования более высокой степени опосредственности и обобщенности детского мышления. Модели, воспроизводящие связи отдельных объектов, используются детьми как средство анализа функциональных связей между явлениями. В его работах отмечается, что роль моделей в умственном развитии детей состоит не только в обнаружении с их помощью скрытых, непосредственно не воспринимаемых свойств вещей. При овладении способами использования моделей дети раскрывают для себя отношения оригинала, в результате чего формируется 2 плана отражения – план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

Дальнейшее изучение роли наглядного моделирования в умственном развитии детей дошкольного возраста проводилось в исследовании Л. А. Венгера и его сотрудников. Результаты этих исследований привели к пониманию наглядного моделирования как общей интеллектуальной способности, формирующейся в дошкольном возрасте. Было установлено, что способность к наглядному моделированию формируется в результате интериоризации действий по построению и использованию внешних, материальных наглядных моделей. В обычных условиях дошкольного воспитания эти действия усваиваются детьми в ходе овладения такими видами деятельности, как игра, рисование, конструирование и другие, имеющими моделирующий характер. Но эффективность формирования способности к наглядному моделированию может быть существенно повышена при помощи специально организованного педагогического руководства, включающего обучение детей построению и использованию материальных наглядных моделей и создание условий для интериоризации действий моделирования, в результате которых место материальных наглядных моделей занимают модельные представления.

Включение целенаправленного формирования действий наглядного моделирования в обучении детей разным видам деятельности и ознакомление с разными сторонами действительности имеет двоякий результат: с одной стороны, происходит значительное продвижение в овладении соответствующим содержанием, с другой – развивается и совершенствуется сама общая способность к наглядному моделированию. При этом каждый вид деятельности вносит свой вклад в развитие общей способности, так как создает условия для овладения построением и использованием специфических видов наглядных моделей.

На протяжении нескольких лет я изучала возможности и пути развития у детей старшего дошкольного возраста способности к наглядному моделированию на материале анализа малых форм литературных произведений. В результате исследования обнаружила, что наиболее эффективным видом наглядного моделирования в данном случае является комплексное моделирование, объединяющее в единой модели отображение как содержания, так и сложенного построения. (Моделирование определяется как способ отображения и воспроизведения структуры, взаимосвязей и отношений исследуемого объекта на специально построенном по определенным правилам аналоге в виде схемы, чертежа, знаковой функции, конструкции, которые называются моделью.)

Используемая литература :

1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. – М. : «Академия», 2006.

2. Земцова, О. Н. От слова – к рассказу. Развиваем речь. – М. : ООО «Издательская Группа Аттикус», 2007.

3. Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Под ред. Г. М. Киселевой. – Шадринск, 1997.

4. Запорожец, А. В. Проблемы детской игры и руководство ею в воспитательных целях. – М., 1978. – С. 3-7.

5. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Просвещение, 1986.

6. Коломенских, Я. Л., Панько, Е. А. Детская психология. – Мн. : «Университетское», 1988. – 223 с.

7. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. – М. : Советская Россия, 1979. – 192 с.

8. Интернет-ресурсы: https://vospitateljam.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-modelirovanie-v-processe-oznakomleniya-detej-s-xudozhestvennoj-literaturoj/

Публикации по теме:

Использование разнообразных форм и методов ознакомления с художественной литературой для развития речи старших дошкольников Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитания дошкольников в процессе ознакомления с книгой» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №23 «Ромашка» общеразвивающего вида Доклад для родителей «Патриотического.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература - могучее действенное.

План по самообразованию «Воспитание основ экологической культуры детей посредством ознакомления с художественной литературой»План по самообразованию «Воспитание основ экологической культуры детей посредством ознакомления с художественной литературой» Основные цели, которые я ставлю перед собой: -развитие экологической воспитанности детей через художественную литературу. Основные задачи:.

Презентация методической разработки по нравственному воспитанию детей в процессе ознакомления с детской литературой Практическая значимость методической разработки регламентирована основными целями и задачами ФГОС дошкольного образования и определяется.

Разностороннее развитие ребенка в процессе ознакомления с художественной литературой. Сценарий развлечения по сказкам Сценарий совместного развлечения детей с родителями Время проведения: апрель 2017 г. Форма проведения: викторина Цель для родителей:.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Моделирование в процессе ознакомления детей с художественной литературой»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 18:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД