Алена Александровна Иванова
Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста»
В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду:
1) чтение и рассказывание художественной литературы (пересказ)
2) заучивание стихотворений
1. Методика по заучиванию стихотворений (по методике А. М. Бородич, Е. И. Тихеевой)
-вводная беседа (подготовит детей к восприятию)
-педагог выразительно читает стихотворение
- провести небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении (вопросы по содержанию, помогут уяснить основную мысль. Объяснение непонятных слов)
- чтение воспитателя с установкой на запоминание
Публикация «Мастер-класс „Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- заучивание стихотворения, используя приемы
- воспроизведение стихотворения ребенком
2. Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу (По методике А. М. Бородич, Е. И. Тихеевой)
1. Подготовка детей к восприятию нового произведения.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения).
• определение сюжетной линии (основной прием: вопрос – ответ);
• определение и уточнение грамматически оформленного содержания (как о чем-либо говорится в тексте)
4. Повторное чтение, обобщающее результаты разбора.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек).
7. Анализ пересказов детей.
Пример пересказа сказки «Лиса и журавль»
1. Организационный момент.
Игра «Назови предмет»
Воспитатель называет обобщающее понятие, а ребенок — предметы, входящие в это понятие.
2. Объявление темы.
Воспитатель: Если вы ждете гостей, то, как готовитесь к их приходу? (Ответы детей.)
3. Чтение сказки с последующим обсуждением
Воспитатель: Сегодня мы узнаем, как встречали друг друга Лиса и Журавль в сказке.
Лиса и журавль
Русская народная сказка
Подружилась лиса с журавлем. Вот вздумала лиса угостить журавля, и пошла, звать его к себе в гости:
— Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот как тебя я угощу!
Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:
— Покушай, мой голубчик, сама стряпала! Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу. Так всю кашу сама и съела. А как съела лиса кашу и говорит:
— Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.
— Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же ты теперь ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин с узким горлышком. Поставил кувшин на стол и говорит:
— Кушай, лисонька! Право, больше потчевать нечем.
Лиса вертится около кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.
— Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, — говорит.
Пошла лиса домой несолоно хлебавши.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
4. Разбор новых слов и словосочетаний:
- потчует – угощает;
- обессудь- не обижайся;
- не солоно хлебавши - ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях.
5. Воспитатель задает детям вопросы по содержанию.
— Как встретила Лиса Журавля?
— Почему Журавль не смог съесть угощение?
— А как поступила Лиса?
— Как Журавль встречал гостью?
— Смогла ли она поесть вдоволь?
— Что значат слова «Как аукнулось, так и откликнулось»?
— Почему перестали дружить Лиса и Журавль?
6. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
7. Пересказ сказки.
8. Итог занятия.
— Почему не получилось дружбы у Лисы и Журавля?
Пример заучивания стихотворения
1. Организационный момент
Игра «Ветер подул» (Ведущий называет два имени и считает до трех. Кто вперед сядет на стул)
2. Вводная часть:
Послушайте мою загадку и отгадайте о каком зверьке мы будем сегодня разговаривать:
Сидит на ветке, а не птица. Есть рыжий хвост, а не лисица. (Белка)
- Давайте поиграем в игру и назовем слова, характеризующие белочку.
Начинаем игру (можно передавать мяч): белочка – какая она? (быстрая, коричневая, шустрая, пугливая, смешная, озорная, пушистая, маленькая, смешная, запасливая, красивая, задиристая, ловкая, деловая, игривая и т. д.)
3. Послушайте стихотворение про белочку:
- А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т. е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется «В домике у белки», написала Татьяна Иванова.
Чисто в домике у белки-
Дети вымыли тарелки.
Окна вымыли до блеска,
Постирали занавески.
Пол убрали, чисто в печке,
Постирали вещи в речке.
Пыль во всех углах достали
И игрушки все собрали
Зеркало протерли тряпочкой,
Ровно выставили тапочки.
Заварили чай с малинкой
И лимона половинкой
Мама белка очень рада-
Ее славные бельчата
Помогают ей всегда.
Там, где чисто- доброта!
4. Вопросы по содержанию стихотворения.
- Как называется стихотворение?
- Кто помогал белке наводить порядок?
- Как помогали, что сделали?
- Что сделали с вещами, с тапочками?
- Радовалась или огорчалась мама белка помощи бельчат?
5. Сегодня, ребята, мы будем учить наизусть стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, прием на запоминание: картинки по стихотворению).
- Запомнили? Прием: договаривание фразы, по цепочке произношение «Одно словечко на каждого человечка». Кто попробует и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).