«Первые шаги в математику». Консультация для родителей (на основе программы «Детство»)

Ирина Павлова
«Первые шаги в математику». Консультация для родителей (на основе программы «Детство»)

Тема: «Первые шаги в математику». (часть 1)

Дети с четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивает при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях.

Кажется, мы уже пересчитали все нас свете: этажи и окна в доме, конфеты и апельсины, игрушки на елке, пальцы на руках и ногах, машины во дворе, игрушки и книжки в детской комнате… Давайте попробуем узнать и «увидеть», на сколько осмысленно считает все перечисленное, ребенок 4- 5 лет.

Ребенок в возрасте 4- 5 лет учится:

- обозначать количества до 5-10 предметов числом и цифрой; знать цифры от 0 до 9; количественное и порядковое назначение числа;

- обобщать группы предметов, звуков и движений по числу («Стульев, столов по пять. их поровну; кукол и звуков — по восемь») ;

- определять связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывать однородные и разнородные предметы в разном расположении.

- сосчитывать и сравнивать предметы по свойствам, количеству и обозначающему их числу; воспроизводить количество по образцу и числу; отсчитывать предметы;

- самостоятельно называть свойства предметов, геометрических фигур;

- сравнивать предметы на глаз, путем наложения, приложения.

-сосчитывать, сравнивать предметы путем сопоставления, наложения с целью доказательства равенства или неравенства, идентичности или различий в пространственном расположении, объемах и т. д.

Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности.

Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, счета, воссоздания, группировки, перегруппировки предметов и т. д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственной деятельности.

Взрослый же в свою очередь, должен постепенно усложнять игровую ситуацию, направлять ребенка на выбор более сложного задания, игры.

Но при этом не надо давать готовых рецептов, подводить ребенка к самостоятельному решению математической задачи.

Покупая игры в магазине или изготавливая игры самостоятельно дома, необходимо обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

С целью освоения математических представлений в игротеке размещают развивающие игры типа: «Составь картинку», «Чудо – соты», «Чудо – крестики», игры на плоскостное моделирование «Логические кубики»: «Уголки», «Составь куб» и др. ; из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и т. п.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки (палочки Кюизенера, модели и др.

Очень важно помнит, что играя и занимаясь с детьми, взрослый способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Достижения ребенка к шестому году жизни (Что нас радует)

Ребенок называет геометрические формы, размеры предметов, находит фигуры, предметы необходимой формы и размера, пользуется эталонами в деятельности по определению формы, размеров окружающих объектов, в рисовании, лепке.

Сравнивает предмет с предметом, группу (3—4 предмета) с группой, выделяя при этом 4—6 признаков сходства и отличия; сосчитывает предметы (6—8).

Группирует предметы, фигуры по двум-трем свойствам: форма, размер (по длине, ширине, высоте); обобщает по признакам.

Выявляет последовательные зависимости величин, объясняет зави-симости между элементами ряда (увеличение, уменьшение, порядок следования).

Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

Применяет известные ему способы действий в новой обстановке — счет, сравнение, упорядочивание, группировку.

Математические игры и игровые упражнения – это самый главный ключик для усвоения математических знаний. Каждый раз, включаясь в ту или иную игру, ребенок «открывает» маленькие математические истины.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по курсу математики «Раз — ступенька, два — ступенька» для детей от 5 до 6 лет («Школа 2000») Перспективный план обучения детей с 5 до 6 лет по курсу математики «Paз- ступенька, два- ступенька» программы «Школа 2000» сентябрь №1 «Свойства.

Первые шаги в математику. Презентация В данной презентации показаны игры направленные на развитие математических представлений,как можно оформить уголок в группе "Первые шаги.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Весна
  • Цветы
Автор публикации:
«Первые шаги в математику». Консультация для родителей (на основе программы «Детство»)
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 22:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Зимние деревья»
Задачи: развивать у детей познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие зимнего пейзажа; обогащать словарь; учить детей рисовать дерево...
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–17 учебный год
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016-17 учебный год Воспитатель: Афанасьева Марина Вячеславовна «Нет такой стороны воспитания, на...
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...