МААМ-картинки

Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

ЕЛЕНА БОГАЙЧУК
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступны не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все больше места в его жизни занимают: люди, отношения с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по прочитанным ему книгам и по рассматриваемым картинкам.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Рост словаря, как и освоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Однако словарный запас представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. И в развитии речи ребенка таким образом становиться наиболее существенным вопрос об усвоении грамматического строя родного языка.

При усвоением грамматики формируется и мышление ребёнка. Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Грамматический строй усваивается постепенно, это объясняется не только возрастными закономерностями, но и сложностью грамматической системы русского языка. В работе над формированием грамматического строя речи выделяются следующие направления:

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;

- Предупреждать появление у детей грамматических ошибок

- Эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей

- Совершенствовать синтаксическую сторону речи

- Развивать чуткость и интерес к форме своей речи

- Содействовать грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых

Как уже отмечалось выше, успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учёта их при выборе методов и приёмов работы.

Создание благоприятной языковой среды - одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя, родителей. Там, где педагог и родители говорят грамотно, внимательны к речи окружающих, чутко улавливают особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя или родителей неряшлива, с ошибками, ребёнок будет повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому речь педагога и родителей должна быть грамотной.

При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Взрослый должен фиксировать своё внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребёнка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

Для детей старшей группы рекомендует продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.

- Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

- Помогать детям, замечать неправильную постановку ударения в слове; ошибки в чередовании согласных;

- Знакомить с разными способами образования слов;

- Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе с приставками;

- Учить правильно употреблять существительные мн. ч. в Им. и Вин. падеже, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

- Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчинённых предложений;

- Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Публикации по теме:

Детские неврозы — проблема нашего времени В XX веке среди прочих проблем медицины отмечается и возрастание числа неврозов как у взрослых, так и у детей. Неизлеченный в детстве невроз.

Консультация для педагогов ДОУ «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Каждый из нас еще в детстве знакомится с произведениями А. С. Пушкина. Первые произведения которыми нам читали родители, воспитатели, учителя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 17:44
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД