Лучший педагог года

Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук»

Елена Ильина
Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук»

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.

Публикация «Консультация для родителей „Обучение звуковому анализу слова, Гласный звук“» размещена в разделах

Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез - это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа.

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы.

Гласных букв десять : А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. На занятиях мы обращаем внимание на положение языка, зуб и губ при произношении согласных звуков, ведь именно от их положения зависит их произношение. А лучше понять и запомнить ребенку и вам поможет зеркальце.

Работу по звуковому анализу начните с гласных звуков. Так как основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Вначале с помощью картинок объясните ребенку, что такое звук : девочка плачет: «А!» - она произносит звук [А], самолет летит: «У» - он издает звук [У]; у мишки болит зуб, он стонет: «О!» - он издает звук [О]. С помощью зеркала ребенок сможет увидеть артикуляцию гласных звуков : [А] - ротик широко поет, [О] - ротик высоко поет, [У] - губки вытянуты в трубочку, [И] - губки улыбаются, [Ы] - слегка приоткрылись, [Э] - спинку языка показывают. А теперь поиграйте:

1. Упражнение «Сломанное радио» - попробуйте с вытянутыми губками произнести звук [А] или какой-то другой гласный звук перед зеркалом. Так поэкспериментируйте с другими гласными звуками. Зеркало поможет в сознании ребенка «сфотографировать» образ артикуляции звука. А мы знаем, что лучше запоминается то, что мы увидели.

2. Упражнение «Больное горлышко» - покажите без голоса артикуляцию звука, а ребенок пусть голосом назовёт его. Так ребенок усвоит, что гласный звук произносим с помощью голоса.

3. Игра «Спасатели» - можно взять любую игрушку (животное, динозавр). На листе нарисуйте рожицы звуков с их артикуляцией. Предложите ребёнку ладошкой закрыть тот звук, который хочет съесть животное. Увидите, что нужна тренировка, а игра пройдет весело.

Затем научите ребенка вычленять гласные звуки в начале слов

Какие слова можно предложить ребенку для анализа?

[А] – Алеша, астры, август; [О] – облако, ослик, осень, окна; [У] – улица, утка, улей, удочка; [И] – инструменты, игрушки, игла, ива, иней.

Далее предлагаем слова, в которых эти звуки стоят в конце : [А] – ваза, лиса, река; [О] – окно, ведро, седло; [У] – кенгуру, качу, верчу, гляжу; [И] – коньки, васильки, петухи.

Затем предлагаем найти гласные звуки в односложных словах из трех – четырех звуков : [А] – мак, кран, шарф; [О] – кот, слон, мост; [У] – дуб, труд, куст; [И] – пир, приз, бинт.

При выполнении этих заданий обязательно проговариваем с ребенком, где именно «спрятался» звук, и далее предлагаем схему, с помощью которой он сможет указывать местоположение звука : начало слова – середина слова – конец слова. Для схемы можно использовать простую полоску бумаги, разделенную на три квадрата, которые обозначают место звука в начале, середине и в конце слова. Ребенку объясните, что звуки дружат со словами. Это схема слова, где звук может, например, спрятаться от игрушки в начале (первый квадрат, в середине (Второй квадрат) и в конце (третий квадрат) слова. Выполняя данную работу, проводите пальчиком по схеме и задержите его в нужном квадратике. Так ребенок зрительно зафиксирует результат. Работая со схемой, вы сможете заметить, что работа с гласным звуком только кажется легкой, чем есть на самом деле.

Как помочь ребенку научиться различать звуки от букв поможет следующая сказка.

Сказка о звуках и буквах.

Каких только стран не бывает на свете! Страна Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашей стране, у подножия вершин Грамоты живут беспокойные жители Гласные звуки. Они все разные, у каждого звука свой характер : А – радостный и весёлый, У – сердитый, О – очень любит всему удивляться, И – улыбчивый и добрый, Э – любит рассуждать и медлительный, Ы – самый упрямый. (При произношении этих звуков фиксируйте внимание детей на положении губ. Нарисуйте рожицы, повторяющие артикуляцию звуков : звук "А" (широко открытый рот) - круг, звук "О" - овал, звук "У" - маленький круг - трубочка, звук "И" - половинка овала.

Голоса звуков звучали красиво и звонко. Ходили звуки по свету и голосисто пели свои песенки. За это их назвали гласными звуками и подарили одежду красного цвета. Они пели по – одному, парами и втроём.

Но однажды звуки задумались.

- У всех есть дома, а у нас нет, нам негде жить – сказали гласные звуки.

- Белки живут в дупле, - сказал звук «А».

- У медведя есть берлога, - говорит звук «И»

- Люди живут в квартирах и домах. Одни мы без постоянного места жительства,– подхватили звуки «Э» и «ы».

Думали, думали и решили себе строить жилье. Звуки «А» и «И» нашли по три палочки.

«А» построил себе шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался доволен.

Звук «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Звук «О» нашёл старое колесо и остался жить в нём. Звук «Э» нашёл треснувший ободок от колеса, пристроил внутри палочку. Домик появился и у него.

Довольные звуки долго радовались, что и у них появились дома и стали называть свои дома буквами. Люди смотрят на эти дома и знают, что в букве – домике «А» живёт звук «А», в букве «У» живёт житель – звук «У» и т. д.

Такая сказка и наглядный образ звуков и букв помогают детям различать непростые для дошкольников понятия "звук" и "буква".

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения звуковому анализу словДидактические игры для обучения звуковому анализу слов 1 этап. «Сколько звуков в слове» Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового.

Конспект логопедического занятия по звукобуквенному анализу и синтезу «Звук [т]» Тема: Звук [т]. Цель: Развивать и совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Консультация для родителей. «Как обучают детей звуковому анализу слов» ]Консультация для родителей. «Как обучают детей звуковому анализу слов» Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим.

Консультация для родителей «Плохие слова»Консультация для родителей «Плохие слова» Консультация для родителей на тему: «Плохие слова». - Недавно мой Вовочка пошел в сад. Господи, каких он там только гадостей не набрался.

Консультация для родителей «Обучение детей звуковому анализу слов» Консультация для родителей «Обучение детей звуковому анализу слов» Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети-ческим.

Консультация для родителей «Обучение с увлечением» Консультация для родителей на тему: «Обучение с увлечением» Воспитатель Мишина Марина Григорьевна Дорогие родители! Игры, которые хотим.

Открытое занятие по обучению грамоте «Гласный звук [У]» йымдастырылан оу ісрекетіні картасы Карта организационной учебной деятельности.

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «Обучение звуковому анализу слова в домашних условиях» МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал Ачитский детский сад «Ромашка» Семинар-практикум для родителей детей старшей.

Консультация психолога для родителей «Бранные слова» Страничка психолога в родительские уголки групп «Изящные» выражения в детском лексиконе» С расширением круга общения, с поступлением в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук»
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 18:36
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД