Светлана Камачкина
Консультация для родителей по развитию речи ребенка в средней группе
Консультация для родителей младшей группы детского сада. Развитие речи ребенка
Консультация для родителей младших дошкольников «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик»
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи ребенка в средней группе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то их плотно сжимает. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, когда его действия еще не достигли высокого уровня контроля. По мере созревания мозга формируется хватательный рефлекс. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие мышления. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунтурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
Таким образом,«есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки на руке есть еще одна речевая зона мозга» - доказывает М. М. Кольцова.
Поэтому тренировку пальцев рук, т. е. развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Мелкую моторику рук развивают :
- пальчиковая гимнастика,
- массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук,
- народные игры с ладошками,
- игры с природными материалами,
- игры с предметами домашнего обихода,
- игры с песком и водой,
- пальчиковый театр,
- дидактические игры,
- рисование, лепка, аппликация.
Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослыми. Поэтому первая задача воспитания – это развитие активной речи, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребенком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребенка не развивается через подражание чужим, даже самым правильным образцам.
Психическое развитие детей на третьем году жизни целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, двух- трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно – действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.