Получи документы

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев дошкольников»

Светлана Ровенец
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев дошкольников»

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики пальцев дошкольников“» размещена в разделах

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев – l года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова - нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения. Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

Начните с простых упражнений.

1. Руки в стороны. РУКИ подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию. 2. Руки вперед. РУКИ подняты до уровня плеч и параллельны одна другой. З. Руки наверх. РУКИ подняты вертикально и приблuзительно параллельны одна другой. Следите, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1. Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, «как веревочки».

2. Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибаются.

Мелкие, четко выверенные по степени усилий и направлению движения рук не являются врожденными. Ребенок учится этому достаточно долго. Не зря одним из важных показателей готовности к школе является уровень развития мелкой моторики. У некоторых детей и в 6-7 лет она развита слабо. Следует отметить, что способность ребенка точно и аккуратно выполнять мелкую работу зависит не только от обучения, но и от свойств нервной системы. Детям с повышенным тонусом мышц бывает трудно освоить тонкие и точные движения кистью и пальцами.

ИГРЫ С КУБИКАМИ.

Начните с простых образцов: домик, башенка, дорожка, стол, стул, скамейка, кроватка. Постепенно уменьшайте размеры кубиков и усложняйте задания: ворота, будка, забор, лесенка. Обязательно приучите малыша складывать кубики в коробку. • Это, кроме привычки к порядку, выработает умение располагать предметы в определенной последовательности.

Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребенка. Предложите укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд - желтые кубики, второй - зеленые и т. д. Или: кубики в ряд укладываются в такой очередности: красный, желтый, красный, желтый. Попросите ребенка закончить этот «узор». В дальнейшем можно усложнить узор: два желтых, синий, два желтых.

ИГРЫ СО СКАКАЛКОЙ (ВЕРЕВКОЙ)

Попросите ребенка:

1. Вытянуть скакалку по прямой линии. 2. Выложить из скакалки «змейку», «лесенку».

З. Выложить из скакалки круг, квадрат, треугольник. 4. Намотать скакалку на ручку; размотать; сложить вдвое, вчетверо, держа в руках

(не раскладывая на столе или на полу).

5. Простейший способ научить завязывать узел: разложите скакалку или веревку на столе полукругом, затем сблизьте ее концы и расположите их крест-накрест. Покажите, как один конец, лежащий поверх другого, заправляется под нижний, затем медленно стяните концы в узел.

ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

Дайте ребенку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его

от основания ладоней к кончикам пальцев.

Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

ИГРЫ СО ШНУРКАМИ.

Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.

«Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распутать.

Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался.

Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху - на средний,

снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звездочки и другие фигурки с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда ребенок овладеет «механикой» нанизывания, попросите его располагать фигурки в определенной последовательности: цветок, звездочка, кружочек, или: синий, красный, белый. Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки И дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему легче будет научиться справляться со своей одеждой и обувью.

Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек и т. д. На небольшом расстоянии от края проделайте дыроколом (или специальным инструментом) небольшие дырочки на равных (1 или 1,5 см) расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигурку красивым узором. Таким способом маленький портной с удовольствием украсит и салфетку, и кукольное одеяло, и игрушечный коврик.

ПУГОВИЦЫ

Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные - в коробочку побольше, средние - в среднюю, мелкие - в маленькую.

Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и Т. п.

Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета. Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).

На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т. д. На силуэт бабочки можно при стегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета бабочка будет разноцветной.

У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговок. К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки. Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими.

Данные игры объединяют в себе задачи развития способностей, мышления ребенка и дальнейшего совершенствования тонких движений пальцев рук мелкой моторики.

1. Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».

2. Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.

3. Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.

4. Деревянные матрёшки - прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Покажите, как разнимаются матрёшки, как складываются. Начните с трех матрешек разной величины. Объясните, что большая матрёшка не может поместиться в меньшей и что нижняя часть должна соответствовать по величине верхней. А теперь дайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. Можно помочь, ребенку советом, четким указанием. В конце концов, методом проб и ошибок, малыш достигнет своей цели.

5. Мозаика, конструктор, разные картинки - бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка - способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Обращаясь к этим играм, вы сможете провести множество упражнений, занятий, интересных и необходимых малышу.

Таким образом, неразрывный круг:

-МЕЛКАЯ МОТОРИКА-

-РЕЧЬ-

-МЫШЛЕНИЕ-

Развивается равносторонне и интенсивно.

Чтобы эти занятия были привлекательней и интенсивней, их продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для этих игр ребенок должен получать только на время занятий. Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения малыша ненужные для занятий вещи. Они могут отвлечь ребенка.

Публикации по теме:

Игры с пальчиками. Все что связано с детьми, тем более с детьми дошкольного возраста, в любом случае касается игры - спонтанной, авторской, традиционной.

Мастер-класс: пальчиковый театрМастер-класс: пальчиковый театр я работала по теме влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников. натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев дошкольников»
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 23:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД