Лучший педагог года

Консультация для родителей «Сказка — это сказка…»

Наталия Грачева
Консультация для родителей «Сказка — это сказка…»

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Публикация «Консультация для родителей „Сказка — это сказка…“» размещена в разделах

Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем – либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.

Сказкаложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведения, подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая ее на конкретных фактах.

Сказка для ребенка – это не вымысел, не плод фантазии – это особая реальность, реальность чувств, желаний, ценностей, установок, потребностей, привычек, которая становится ощутимой в безопасном для ребенка окружения любящих его людей и взрослых.

В русских народных сказках переплетаются элементы из бытовых и волшебных сказок, сказок о животных, приключенческой и детективной повестей, научной фантастики и пародийной литератуы.

Сказки подразделяются на сказки о животных, волшебные и социально – бытовые сказки.

В сказках о животных главным персонажем являются животные. В волшебных сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально – бытовых сказках, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха,которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне. В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах,

королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных. В социально – бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоит барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа.

Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость – глупость жадного и жестокого зверя. Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые оправдывают его поступки, должны вызвать чувство жалости к нему.

Противником волка выступает лиса. Это «кумушка – голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают наши симпатии. Хитрость, смекалка лисы соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда. И за эти поступки она жестоко расплачивается.

Есть и другие персонажи сказок о животных : добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь, строптивая коза – дереза. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка. И не случайно героями сказок выбраны слабые звери и птицы.

В волшебных сказках другие персонажи. Это, прежде всего страшный, сильный Кощей Бессмертный, Баба Яга и Змей Горыныч. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необычайно сильны и агрессивны. Отрицательные персонажи создают в волшебных сказках стихию таинственности, страшного.

Воспринимая сказку, ребенок видит выход из различных сложных ситуации, видит пути решения возникших конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок : Иван царевич, Иван дурак. Их отличают скромность, верность, доброта, готовность прийти на помощь.

Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана – царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка – бурка» приходит на помощь чудесный конь; Мартынке, герою сказки «Волшебное кольцо», служат преданно собака Журка и кот Васька…

Герои волшебных сказок летают на коврах – самолетах, бегают по земле в сапогах – скороходах, пользуются шапкой – невидимкой, едят со скатерти – самобранки.

Социально – бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются, но,например, в сказке «Горшеня», царь изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. А в сказке «Царь и портной»царь показан уже таким же, как и его приближенные: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

Народ видел недостатки и в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их.

Сказка – произведения большого искусства. Нередко сказки, особенно волшебные, начинаются с присказки.

Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне,- начинает сказочник. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди…» .

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, сказывающий : «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действий. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили были.» В волшебных сказках более развернутый зачин. «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…».

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как, например, заканчивается сказка «Зимовье зверей» :»А бык со своими друзьями и до сих пор живет в своей хате. Живут, поживают и добра наживают».

В сказках, особенно в волшебных, часто встречаются и так называемые постоянные традиционные формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте,времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», а так передается красота: «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Например:

В некотором царстве,

В некотором государстве,

На ровном месте, как на бороне,

Верст за триста в стороне,

Именно в том,

В котором мы живем,

Жил – был царь…

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – КотофейИваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Иваныч.

Таковы русские народные сказки. Они являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

Книга приходит к детям через мамин или папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита.

Из сказки ребенок узнает много слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказки помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Одним словом, сказки – это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними наши дети больше полюбят народное искусство, нашу историю, станут немного добрее немного чище.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у дошкольников с помощью русских народных сказок Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку - развитие связной речи. Первенствующее значение как фактор развития связной.

Русские народные сказки — основа нравственно-патриотеческого и словесного воспитания в ДОУ «Воспитание - самое святое из всех святых дел». Святитель Феофан Затворник Детское чтение традиционно начинается со сказок. «Что за прелесть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Сказка — это сказка…»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 17:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД