Получи документы

Консультация для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях»

Елена Иванова
Консультация для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях»

Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях

Подготовила воспитатель МБ ДОУ №106 «Лазурный»

Иванова Елена Николаевна

«Мы не что иное, как то, что делают из нас окружающие предметы»

Клод Гельвеций

Дом – это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи.

Публикация «Консультация для родителей „Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях“» размещена в разделах

Не обращали ли вы внимание на то, что дети, которые растут в семьях музыкантов, часто имеют способности к музыке, в семьях ученых – высокий интеллект. И это не всегда наследственность, а вернее не только наследственность, но и влияние той самой домашней среды, которая служит толчком для формирования интересов ребенка.

И тут закономерен вопрос:

«Что надо сделать для того, чтобы создать в своем доме такую предметно-развивающую среду, чтобы играть крохе было не только весело и интересно, но и удобно? Где он сможет удовлетворить свои самые разнообразные потребности и получить многочисленные знания, навыки и умения, развить все свои способности и просто получить удовольствие от процесса узнавания нового?».

Чем раньше мы обеспечим ребенку возможность любимого занятия в предметно-развивающей среде, тем легче будет идти процесс его воспитания и обучения.

К сожалению, чаще всего наши квартиры совершенно не приспособлены для нужд детей. Но при желании это можно исправить. Суть в том, насколько взрослому самому интересно заниматься созданием «более продвинутой» среды для развития, воспитания и обучения.

Начать желательно с выделения определенного места (пусть даже самого небольшого) для рабочего места малыша.

Затем неплохо избавиться от привычки спонтанно покупать игрушки, не думая об их сочетаемости с уже имеющимися, развивающем потенциале и возрастных ограничениях.

Много игрушек – это плохо. Ребенок, скорее всего, «перескакивает» от одной игрушки к другой, не успевая ничему научиться.

Еще нужно завести полезную привычку – играть с ребенком вместе, показывая ему возможности созданной вами развивающей среды и купленных игрушек.

Если вы согласны с этими тремя моментами, тогда идем дальше и приступаем непосредственно к формированию развивающей предметной среды.

Во-первых, избавляемся от малофункциональных и несочетаемых друг с другом предметов (громоздкая лошадь – голова лошади на палочке).

Во-вторых, условно делим отведенное ребенку место на две предметные зоны, отвечающие масштабам действий его рук (масштаб «глаз-рука») и роста. Уровень рук – это, например, дидактический столик, роста – полка над столиком или дидактический плакат.

Для развития важен и предметный мир взрослых, который, конечно же, есть в каждой квартире. Его желательно отредактировать, он не должен быть агрессивным, опасным для ребенка.

Столик для малыша не может располагаться перед телевизором, а коврик для игр – напротив входной двери.

В-третьих, заполняя предметные зоны, все время держим в голове антропометрические, физиологические и психологические особенности ребенка его возраста. Например, ребенок должен иметь возможность сам взять книгу или карандаш, а не дотянуться до них или попросить у взрослых.

Еще важнее соответствие содержания предметных зон не только текущим ориентирам в развитии, но и «зоне ближайшего развития» ребенка. Проще говоря, игрушки, предметы, книги должны быть «слегка на вырост».

В-четвертых, имейте в виду, что развивающая предметная среда сама нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.

Ориентирами для этого могут стать два основных принципа: стабильности - динамичности и открытости – закрытости, то есть необходимо предусмотреть постоянные (например, магнитно-маркерная доска для рисования, и меняющиеся (например, сезонный декор) элементы среды.

В-пятых, все предназначенное для детей должно быть доступно им в любой момент времени.

Плюсы такой доступности очевидны: освобождаетесь и вы (от необходимости придумывать, чем занять малыша и выдавать ему необходимые игрушки, и ваш ребенок получает столь необходимую для него свободу (может сам выбирать, чем ему заняться, и собственно, заниматься будет тоже сам).

И шестое, детям очень важна упорядоченность и система в окружающем их мире.

Поэтому постарайтесь рассортировать игрушки по классам и хранить все машинки в одном ящике, конструктор в другом, мячики в корзинке или в сетке, книги на отдельной полке и т. д.

Если возможности вашего пространства позволяют, отдайте предпочтение системе из многих ячеек или нескольких полок вместо того, чтобы просто свалить все игрушечное богатство вашего малыша в один большой ящик.

Итак, домашняя развивающая среда должна быть:

- безопасная;

- доступная (просторная и светлая);

- с возможностью двигательной активности;

- с возможностью ребенку уединиться на личной территории;

- с достаточным количеством игрушек и бытовых предметов, которые можно использовать в игре;

- с местом для творчества, рукоделия, мастерской, ролевых игр, музыкальных и интеллектуальных занятий, чтения;

- в меру упорядоченная;

- легко трансформируемая;

- по возможности, с максимумом натуральных материалов;

- с удобным местом для хранения вещей и игрушек ребенка;

- с возможностью выставить для всеобщего обозрения результаты творчества или рукоделия ребенка.

Сколько бы места не отводилось на детское пространство, важно правильно его использовать, а также, важное значение имеет богатство среды.

Причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам. Именно природные материалы дарят ребенку столь необходимые ему сенсорные ощущения в полном объеме.

Не выбрасывайте вещи, на первый взгляд кажущиеся мусором: фольгу от конфет, билеты, чеки, пластиковые карточки, контейнеры, лоскутки.

Если ребенок играет с подобными вещами, это развивает его фантазию. Абстрактные предметы приобретают в его воображении реальный смысл.

Используйте бумагу и ткань разной фактуры, организуйте игры с мелкими предметами – пуговицами, крупой, бусинами, но при этом строго следите, чтобы во время игры предметы не оказались во рту у ребенка.

Каждая творческая мама вполне может создать своему малышу настоящий развивающий центр дома своими руками (можно подсмотреть идеи в интернете, используя подручные средства и призвав на помощь фантазию.

Покупной вариант будет красивее и «натуральнее». Зато второй вариант принесет малышу куда больше пользы, потому что будет развивать важное качество современного человека – способность к творчеству.

Вот примеры игр, которые могут изготовить родители из подручных материалов для развития мелкой моторики:

1. скручивание лент;

2. шнурование;

3. застегивание пуговиц;

4. выкладывание, перебирание косточек;

5. игры с прищепками;

6. откручивание и закручивание крышек;

7. угадывание на ощупь предметов;

8. перекатывание карандаша или ручки в ладонях;

9. обводка трафаретов и др.

К любому занятию подходите творчески, старайтесь увлечь, заинтересовать кроху. Придумывайте вместе с малышом, будьте искренни в любых проявлениях, ведь ни одна даже самая интересная игра не займет ребенка, если мама рядом будет зевать от скуки.

Конечно, ребенок будет развиваться в любом случае. Он так устроен, что из любых условий извлекает материал и возможности для познания мира, для самых разных видов деятельности. Для него все – развивающая среда.

Но ведь нам, взрослым, стоит подумать, как организовать пространство его жизни с наибольшей пользой.

Многое подсказывают сами дети. Многое можно понять из наблюдений за ними. Кое-что мы можем, как бы предчувствовать – что ребенку будет интересно, какие возможности перед ним надо открыть. А многое уже есть – надо лишь не запрещать детям пользоваться этим.

Но, даже запрещая что-то, мы вполне можем продолжать осуществлять реализацию детских потребностей путем предложения достойной замены тем занятиям, которые вынуждены запрещать или ограничивать.

Поэтому давайте сделаем свой дом интересным и увлекательным для детей, чтобы, когда повзрослели, они вспоминали о своем приключении по имени детство, с большой радостью.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной гимнастики ребенка в домашних условиях. Задачи:.

Консультация для родителей «Совместные проекты в домашних условиях» Многие родители недоумевают: «Зачем вообще все это нужно? Проекты? Темы? Наши дети и так перегружены!» Современное время диктует свои условия.

Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ» Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Консультация для воспитателей (родителей) «Создание комфортной предметно-развивающей среды для обеспечения здоровья детей» Современный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития сферах жизни, взаимодействуя.

Консультация логопеда для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях» .

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях» Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях" Решение речевых проблем требует достаточного уровня развития.

Консультация для родителей «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе» «Роль предметно-развивающей среды в подготовке ребенка к школе» Цель: дать представление родителям о влияние предметно – развивающей среды.

Рекомендации родителям дошкольников. Создание физкультурно-игровой среды в домашних условиях Родителям следует позаботиться о создании такой физкультурно-игровой среды дома. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного.

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в группе по физическому развитию» Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена.

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Создание предметной развивающей среды для ребенка в домашних условиях»
Опубликовано: 9 января 2018 в 22:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД