Получи документы

Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ»

ольга максимовских
Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ»

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»

(С. Л. Новоселова)

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ“» размещена в разделах

Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Отражение принципов построения ППРС в пространственной среде группы :

1. Насыщенность среды :

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе (соответствие ООП ДО)

Детская мебель (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, маты, мягкие модули, маркеры, ширмы, переносные палатки, полифункциональных предметы интерьера группы (отсутствие жёсткого крепления, колёса с ограничителями) природные материалы, предметы-заместители, дополнительный материал для преобразования среды (ткань, коробки, природные материалы)

2. Трансформируемость пространства :

От образовательной ситуации, изменяющихся интересов детей, возможностей детей

3. Вариативность среды :

Наличие различных пространств (общение и познание - движение-уединение,

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения: периодическую сменяемость игрового материала и свободный выбор

Появление новых предметов (мини-музеи, коллекционирование, выставки необычных вещей, продукты детской деятельности)

4. Доступность среды :

Доступность (для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность,

свободный доступ (игры, игрушки, пособия, обеспечивающим все виды детской активности,

интерактивное взаимодействие детей и взрослых (использование холлов для интерактивных проектов, выставок, детского творчества)

5. Безопасность среды :

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Сертифицированность и декларации соответствия

6. Индивидуализация:

Наличие постоянных пособий: «Мои успехи» - каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки, «Моя любимая книга» - размещение фотографии ребенка и его любимой книги, иллюстрации к книге; «Уголок именинника» - функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения

Наличие сменяющихся пособий «Моя коллекция» (отражение партнерства «Наша коллекция», «Персональная выставка», «Фотовернисаж» - отражение интересов ребенка, поддерживаемых воспитывающими взрослыми, специалистами дополнительного образования и традициями семьи.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Публикации по теме:

Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Филиал ОКУ «Центр «Перспектива» в г. Курске Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды» Подготовила:.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» «Материал к семинару «Современные подходы к организации.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС» Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС. Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго.

Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды»Консультация для воспитателей «Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды» Консультация на тему: Моделирование музыкальной развивающей предметно-пространственной среды и обеспечение реализации потребности ребенка.

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в старшей группе ДОУ» Создание предметно-развивающей среды в старшей группе. Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых.

Консультация для воспитателей «Разнообразие развивающей предметно-пространственной среды» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский Развитие ребенка - дошкольника.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в ДОУ Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных.

Презентация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» «Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ» -2 слайд Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ»
Опубликовано: 4 октября 2017 в 17:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД