МААМ-картинки

Консультация для родителей «Ура! Звук родился»

Наталья Федотова
Консультация для родителей «Ура! Звук родился»

Консультация для родителей «Ура! Звук родился»

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными методами и приёмами постановки и автоматизации звука [Р], в домашних условиях.

Задачи:

1. Познакомить участников с эффективными, инновационными методами и приемами организации разнообразных игр, используемых в практике работы логопеда.

2. Активизировать знания родителей о необходимости по постановке и автоматизации звука [Р].

Публикация «Консультация для родителей „Ура! Звук родился“» размещена в разделах

3. Обучить игровым приёмам автоматизации поставленного звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи.

(слайд №3)

Нарушение звукопризношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Таблица звукопроизношения. (Слайд №6)

Что должен уметь ребё нок:

В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел донести ее до другого. Если ребёнок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его невнятную речь – всё в порядке. Помощь специалиста нужна 3-х летним молчунам, малышам, которым неясны самые простые ваши требования.

В 4 года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только посторонние. Кстати, для мам и пап – это своеобразный критерий «правильности речи» сына или дочери. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и могут «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно работать с логопедом.

В 5 лет ребёнок ещё может не выговаривать звук «Р», а в 6 лет перед школой должно быть нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно говорить.

Практическая часть

При устранении недостатков в произношении того или иного звука нужно придерживаться строгой последовательности этапов исправления недостатков звукопроизношения :

1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки) .

2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

[р], [р'] — можно начинать автоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

Автоматизация звуков в словах :

проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

Автоматизация поставленных звуков в предложениях :

каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим) .[Р]-[Л]

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

(слайд №7)

1 этап подготовительный.

Хорошая вещь – профилактика, особенно своевременная. Хотите, чтобы у ребёнка вовремя появился звук [Р] (да и все остальные звуки? Не поленитесь заглянуть ему в рот буквально на первых же днях жизни. А ещё лучше, если это сделает хирург-стоматолог. Объект внимания – язычок. Всё ли в порядке с его строением? Конечно, родителям разобраться в этом сложно. Специалист же быстро заметит любые неполадки. Например, слишком маленький язык, или чрезмерно большой. А, может быть, уздечка (связка) под язычком малыша слишком коротка? Все эти отклонения от нормы на первых порах будут затруднять процесс кормления, а впоследствии – помешают появлению не только звуков [Р], [Р'], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л']. Не пугайтесь, если для разрешения проблем с языком или подъязычной уздечкой специалист предложит хирургическое вмешательство. Порой оно просто жизненно необходимо.

Дыхательная гимнастика

Важнейшие условия правильной речи - это плавный, длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание поверхностное, аритмичное. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. 2 недели лежа, 2 недели стоя, 2 недели сидя.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя, положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков :

аaaaa

аaaaaooooooo

аaaaaуууууу

5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три., стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь.) .

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – система общих артикуляционных упражнений. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед выбирает из всех артикуляционных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

• Необходимо соблюдать определенную последовательность - от простых упражнений к более сложным.

• На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

• Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.

• Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

• Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.

• Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

• Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

• Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

Чтобы [Р] у малыша зазвучал правильно, надо подготовить для его появления основательную базу. Как это сделать? Легко! В процессе игр, например, в лошадку, взрослый показывает с помощью языка и губ, как цокают копытца, как лошадку останавливают, как она при этом фыркает. Ребё нок повторяет все эти движения артикуляционных органов: цокает язычком, фыркает, произносит звукоподражания : «и-го-го!», «тп-п-п…», «но!». Воспроизводя забавные имитации, ребёнок укрепляет мышцы языка, исподволь придаёт ему нужную для произнесения звука [Р] форму. Но и это ещё не всё. Не думайте, что после первой же тренировки звук тотчас появится. Изображать вам предстоит (и не один раз) не только лошадку, но и прочую живность.

(Слайд № 8)

2 Этап постановки звука Р

Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р

Заучи, как правильно нужно произносить звук Р.

Рот широко открыт.

Зубы на большом расстоянии.

Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.

Р___

При постановке правильного произношения звуков пользуемся основными способами:

Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала, ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий.

Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на её основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение…

3 этап. Автоматизация звука (в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах, связных высказываниях) .

Автоматизировать звук нужно в строгой последовательности

1. автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных) ;

2. автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце) ;

3. автоматизировать звук в предложениях;

4. автоматизировать звук в чистоговорках, скороговорках и стихах;

5. автоматизировать звук в коротких, а затем длинных рассказах;

6. автоматизировать звук в разговорной речи

4 этап Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков

5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи

3Рефлексия.

Проводится награждение всех участников семинара медалями «Помощник логопеда».

Публикации по теме:

«Школа молодого родителя». Перспективный план работы в младшей группе Сентябрь 1. Индивидуальные беседы с родителями об условиях жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, особенности его характера, режим,.

Планирование работы логопеда с родителями в подготовительной группе ДОУ Сентябрь (1-2 неделя) Форма работы:Анкетирование Тематика: «Мы и наши дети» Цели и задачи: - Сбор анамнестических данных; - Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Ура! Звук родился»
Опубликовано: 28 марта 2014 в 18:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД