Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»

Татьяна Науменко
Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»

Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка.

Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить. Крупская Н. К. считала, что «игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В техническом конструировании – дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.

К художественному типу относится конструирование из бумаги и природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Например, «весёлый клоун», «прекрасный принц».

Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.

Конструирование – это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления).

Наиболее доступным для детей является конструирование из строительного материала. Детали строительных наборов из дерева представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт детям возможность получить конструкцию предмета, передавая пропорции частей и симметричное их расположение.

Заниматься с ребёнком конструированием необходимо, т. к.:

• ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;

развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;

конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;

• оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;

• на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений на другие ситуации;

• благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;

конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. В процессе конструирования дети усваивают правильное употребление относительных понятий: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Также они упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т. д.).

Список литературы

1. Блехер Ф. «Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста».

2. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий».

3. Михайлова З. А. «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста».

4. Парамонова Л. А. «Теория и методика конструирования в детском саду».

5. Разенкова Ю. «От игры в кубики к конструированию».

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Формирование интеллектуальных умений как ведущая задача развития личности ребенка» Формирование интеллектуальных умений и навыков – первостепенная задача обучения. Под интеллектуальными умениями в психологической литературе.

Анализ образовательных результатов детей 1 младшей группы за год Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. В это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Овощи
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»
Опубликовано: 8 марта 2014 в 15:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по аппликации «Лебедь»
Конспект занятия «Объёмная аппликация «Лебедь» Конспект интегрированной НОД. Объёмная аппликация из полосок бумаги «Лебедь». Автор: Чаптыкова Ирина...
Фото зарисовка «Путешествие на поезде из Златоуста в Москву»
Здравствуйте, друзья, коллеги и все, все, все! Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие на поезде № 391 «Челябинск – Москва». Так сложилась моя...
Фотоотчет о проведении тематической недели «Осень золотая в гости к нам пришла».
В подготовительной группе « Подснежники» завершилась тематическая неделя « Осень золотая в гости к нам пришла». На протяжении недели мы с детьми заучивали...
Летнее оформление участка в детском саду своими руками.
Летнее оформление участка в детском саду своими руками. Уважаемые коллеги, хочу вам представить наш участок. Мы сами очень гордимся своим участком. Он был...
Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы и их родителей
Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы и их родителей «Весёлый капустник» Декорации: на мольберте 2 изображения капусты с глазками,...