МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Потенциал воспитания и обучения ребенка»

Елена Селиванова
Консультация для воспитателей «Потенциал воспитания и обучения ребенка»

Потенциалы воспитания и обучения ребенка определяются социальной ситуацией его развития. Согласно результатам исследований А. Валлона и Л. И. Божовича специфику социальной ситуации развития ребенка раннего возраста определяет совместная предметно-игровая деятельность ребенка и взрослого (родителя или воспитателя). Д. Б. Эльконин считает, что подобного рода совместная деятельность выступает прообразом единства аффекта и интеллекта, социально-нравственного и интеллектуального направления развития личности. При этом аффект выступает как ориентация на социальный смысл контакта, а интеллект – на способ действия с предметом, орудием или их заместителем – игрушкой.

Публикация «Консультация для воспитателей „Потенциал воспитания и обучения ребенка“» размещена в разделах

В связи с этим ситуации педагогического общения с ребенком раннего возраста по поводу совместной деятельности выступают в качестве основного средства его развития и воспитания. Однако на практике очень сложно научиться дифференцировать эти ситуации, тем более осознанно моделировать их. Дело в том, что при моделировании педагогических ситуаций общения с ребенком раннего возраста образы событий накладываются друг на друга. Исследованиями Е. Протасовой доказано, что в речевом комментарии подобных ситуаций взрослым в одном высказывании отражается сразу несколько ассоциированных ситуаций, связанных общей предикацией, общим действием. Взрослый выступает здесь в качестве носителя культурного смысла, характерного сразу для целого ряда подобных социальных ситуаций. Образец речи и поведения взрослого «вращивается», по словам Л. С. Выготского, в структуру сознания ребенка раннего возраста и в дальнейшем предопределяет диалогичность его сознания. Ребенок, встречаясь с подобными ситуациями уже самостоятельно, начинает действовать исходя из специфики восприятия и понимания смысла действий того взрослого, который находился с ним рядом, когда данная ситуация моделировалась впервые.

Например, девочка (2,5 года) повторяет фразы, которые ей говорила мама, приводя в порядок ее запутавшиеся после сна волосы: «Красивой надо быть. Терпи, казак, атаманом будешь!» Или, как заметил К. И. Чуковский, «терпи, коза, а то мамой будешь!», т. е. воспроизводя тот смысл, который был усвоен, на своем, доступном ребенку уровне.

В следующий раз оказывается, что рядом расчески нет – и маленькая «мама» уже причесывает куклу палочкой (первый предмет-заместитель, однако почему-то ее речевое сопровождение не переходит на уровень комментирования дальнейших событий и описания воображаемой ситуации, нет стремления к развертывания сюжета. Она не знает, зачем ухаживает за куклой. Оказывается, что, моделируя ситуации педагогического общения с ребенком, взрослые не смогли заложить модель собственного поведения в сознание ребенка, не создали условий для переноса образца в другую ситуацию.

Каким образом можно проверить потенциальную эффективность или неэффективность педагогических ситуаций?

Например, педагог предлагает ребенку поиграть в «семью». В процессе игры ребенку задаются следующие вопросы: «Что мама (папа) делает дома? Что ты делаешь в это время? С кем? Почему? Что будет дальше? Чем все закончится? Почему?»

Фиксируется количество пассивных действий с персонажем (нейтральные, соглашающие, оппозиционные, активных действий с персонажем (инициирующие, поддерживающие, результирующие).

Подсчитывается также соотношение слов-действий и слов-признаков по отношению к персонажам (в процентном выражении от общего количества). Затем баллы суммируются в соответствии с их расположением на оси абсцисс (активные и пассивные игровые действия) и оси ординат (позитивные и негативные речевые высказывания) и составляется профиль эффективности педагогической ситуации для каждого ребенка.

Наблюдения показывают, что в общении с детьми раннего возраста встречаются четыре типа таких профилей.

1 тип (14%). Профиль педагогических потенциалов ситуации взаимодействия располагается в области активных предметных действий и позитивных речевых высказываний.

По отношению к персонажам преобладают слова-признаки, в большинстве позитивно окрашенные. Возможно, это может быть связано с тем, что у них в достаточной степени сформирована эмоциональная идентификация со взрослым: «Папа хавосый. Мама тозе хавосая».

В специально созданной игровой ситуации действия персонажей носят активный характер, часто пересекаются, причем инициатива исходит попеременно от всех.

2 тип (24%). Профиль педагогических потенциалов ситуации располагается либо на оси речевых высказываний, либо параллельно ей в форме прямой.

Эмоциональное отношение испытуемых к экспериментальной ситуации является неоднозначным: они положительно относятся к идее построить дом по подражанию или по образцу со взрослым, но неохотно играют, некоторые отказываются от игры.

В игровой ситуации персонажи статичны, автономны друг от друга, их действия практически пересекаются. Продолжительность действий с персонажами является крайне невысокой, прекращается сразу после стимуляции взрослого.

Дети часто употребляют в адрес персонажей негативно или нейтрально окрашенные высказывания, но практически не употребляют слова-признаки, предпочитая им слова-действия. У данной группы испытуемых наблюдается недостаток личностного, а также познавательного общения с родителями и воспитателями, т. е. речь идет о рассогласовании ориентировки на социальный смысл контакта и способа действия.

3 тип (38%). Большая часть профиля педагогических потенциалов ситуации располагается в положительных областях, хотя меньшая часть попадает в поле с отрицательным знаком оценки.

Это свидетельствует о некоем факторе, возможно, об отсутствии единого воспитательного подхода по отношению к ребенку, который отрицательно сказывается на формировании эмоциональной идентификации со взрослым. Речевые действия характеризуются противоречивостью, т. е. речь идет о нарушении адекватной ориентировки на смысл социального контакта. Это подтверждается тем, что отношение испытуемых данной группы к экспериментальной ситуации является активным, но чересчур ответственным. Подобное может быть связано с семейным воспитанием в стиле «сверхсоциализации».

4 тип (23%). Профиль педагогических потенциалов ситуации располагается большей частью в отрицательной плоскости.

Эмоциональное отношение детей к экспериментальной ситуации является неустойчивым, они не стремятся к общению со взрослым, неохотно отвечают на вопросы. Возможно, это характеризует детей с недостаточно сформированным базовым доверием к миру. Следовательно, речь идет о ситуации своеобразного социального вывиха ребенка из ситуации педагогического общения.

После того как определена проблема, связанная с использованием потенциалов педагогических ситуаций, можно попытаться ее решить. Л. Л. Шевченко, например, выделяет два уровня ее разрешения:

- интуитивный (уровень здравого смысла);

- алгоритмический (через определение последовательности действий, направленных на решение педагогической задачи).

В частности, как всякая ситуация, педагогическая ситуация общения с ребенком требует определения противоречия, которое снижает эффективность взаимодействия с ребенком и объяснения его причины.

Например: воспитатель, закрыв лицо руками, делает вид, будто плачет. Двухлетний Ваня разглядывает взрослого, затем просит достать ему с полки новую машинку.

Вариант А. Бабушка Вани частенько использует такой прием. Малыш все понял и привык. Воспитатель сочувствие у этого ребенка лучше в естественной ситуации с другим плачущим ребенком, попросить Ваню пожалеть его.

Вариант Б. Дома на слезы малыша реагируют без всяких эмоций, предпочитают прием «отвлечения». Предложите ребенку другой стереотип поведения.

Вариант В. В 2 года ребенок не может долго концентрировать внимание на одной ситуации. Вероятно, вы «плакали» в течение длительного промежутка времени и переборщили. Попытайтесь использовать другой прием.

Таким образом, анализируя ситуацию, следует сначала выдвинуть гипотезу, позволяющую решить проблему, и попытаться найти несколько вариантов ее решения, а также методы, формы и средства педагогического воздействия, наиболее эффективно используемые в конкретной ситуации.

Подобные тренинги можно проводить на педагогических советах ДОУ.

Практика использования данных ситуаций в общении с воспитателями показывает, что педагогические ситуации можно использовать в качестве:

- иллюстрации излагаемых заведующим и старшим воспитателем ДОУ фактов и явлений;

- анализа типичных ситуаций практической работы с детьми и взаимодействия с родителями, другими сотрудниками ДОУ;

- средства для постановки наболевших для педагогического коллектива проблем и побуждения сотрудников к их решению;

- самостоятельного решения педагогических задач по разным разделам программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

- упражнений в выборе средств, методов и приемов решения нестандартных педагогических ситуаций с помощью групповой дискуссии;

- обобщения и рефлексии передового педагогического опыта;

- нетрадиционных заданий в процессе аттестации педагогических работников;

_ приема работы над исследовательским проектом и приема разработки инновационных методик работы с детьми.

Таким образом, педагогические ситуации могут стать средством развития не только самого ребенка, но и педагога, работающего с ним.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Безопасность ребенка зависит от воспитания» Консультация для родителей «Безопасность ребенка зависит от воспитания». Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации,.

Консультация для родителей на тему: «Значение воспитания для формирования личности ребенка». Образование и воспитание является основным источником, от которого зависит будущее человека и всего поколения. У человека начинается жизнь.

Консультация для воспитателей и родителей «Дидактический потенциал сказок» Сказка – одно из самых естественных средств воздействия на детей. Как дидактический материал они обладают следующими чертами: 1. Особой.

Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №90» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Мария Киреева Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Мария Киреева Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Консультация для воспитателей «Использование технологий развивающего обучения в различных видах детской деятельности» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают,.

Консультация для воспитателей «Разрезание и конструирование как один из видов обучения дошкольников математическим действиям» Консультация для воспитателей «Разрезание и конструирования как один из видов обучения дошкольников математическим действиям» Продуктивным.

Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Потенциал воспитания и обучения ребенка»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 08:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД