Лучший педагог года

Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Особенности словесно-логического мышления у детей с ОНР»

Лариса Максимова
Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Особенности словесно-логического мышления у детей с ОНР»

Консультация для воспитателей ДОУ

на тему :

«Особенности словесно- логического мышления

у детей с ОНР»

Выполнил:

учитель – логопед МБДОУ

«Детский сад» №27

Максимова Л. В.

г. Балахна

План:

1. Актуальность темы;

2. Характеристика мышления;

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ на тему „Особенности словесно-логического мышления у детей с ОНР“» размещена в разделах

3. Виды мышления и их характеристика;

4. Характеристика общего недоразвития речи у детей;

5. Взаимосвязь речи и мышления. Особенности словесно- логического мышления у детей с ОНР;

6. Диагностические методики определения уровня развития словесно- логического мышления;

7. Задачи формирования словесно- логического мышления.

1. МЫШЛЕНИЕ- это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

2. Виды мышления и их характеристика.

По мере развития психики ребенка в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии своего развития:

1. Первый способ мышления ребенка- наглядно-действенный. Мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают выводы о его устройстве, совершая манипулятивные действия с предметами, обследуя предметы руками, разбирая и ломая их (от 1г до 3-4 лет).

2. Следующая ступень мышления формируется на основании наглядно- действенного мышления- наглядно- образное, которое формируется к старшему дошкольному возрасту (от 4 до 6лет). Это мышление опирается на практическую реальность, но уже создает и хранит образы (обобщающие понятия, сказочные персонажи, схемы, счет в уме).

3. К шести годам на основание наглядно- образного мышления начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий, рассуждений, умозаключений.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на образы. В то же время решение самой простой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. п., все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него мыслительные операции: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: лексико- грамматического строя речи; фонематических процессов; звукопроизношения и связной речи.

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

«Речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно словесно- логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы» (Жукова Н. С, Филичева Т. Б)

А именно, дети испытывают затруднение при описании предметов, явлений, признаков. Не могут составить рассказ- описание игрушки или предмета. В течение нескольких минут ребенку предлагается рассматривать предмет, а затем составить рассказ:

«Расскажи о кукле: как ее зовут, какая она по величине, основные части тела, из чего она сделана, во что одета и как с ней играть?»

Дети ограничиваются простым перечислением частей предмета и не всегда точно их называют, т. е. совершают лексические замены, их высказывания бедны, отрывочны, не логичны друг с другом.

При пересказе - пересказывают схематично, обеднено, совершают пропуски, искажения, перестановки материала.

Не могут составить рассказа по серии картинок, не понимают логику событий, затрудняются разложить картинки самостоятельно в нужной последовательности.

Рассказ по сюжетной картинке составить не могут, а отвечают только на вопросы однословно. Или ограничиваются поверхностным перечислением персонажей, допускают смысловые ошибки в истолкование событий, действий, поступков изображенных лиц, т. е. не понимают содержание картинки.

В диалогической беседе не всегда могут поддержать беседу, пользуются однословными ответами, мимикой, жестами, кивком головы, т. е. не владеют связным высказыванием.

Вывод: все задания, связанные с рассуждением, умозаключениями, опосредованными выводами, вызывают у детей с речевыми нарушениями серьезные затруднения, т. к. развитие речи опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. И если снижен уровень мыслительной деятельности, снижается и уровень высказываний.

Т. о., обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии наглядно- образного, словесно- логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Т. о., формирование у детей связного высказывания опирается на развитие словесно- логического мышления, целенаправленная работа по формированию которого является необходимой составляющей в содержании коррекционно- педагогического воздействия по развитию связной речи.

Диагностические методики определения уровня развития словесно- логического мышления.

«4-й лишний» : «Назови лишнее слово».

Цель методики: определить уровень развития обобщений и понятийно- логического мышления (Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н.).

Методика «Умозаключение по аналогии» (С. М. Мастнокова, Л. Ф. Чупров, Л. И. Переслени).

Задачи формирования словесно- логического мышления.

1. Формирование способности устанавливать временные связи.

2. Формирование способности устанавливать временные, причинно- следственные связи и зависимости.

3. Формирование умения рассуждать, формировать выводы в виде суждений и умозаключений.

Игры и упражнения, развивающие словесно- логическое мышление.

1. «Что лишнее?»

2. «Кто что любит?»

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Раскладываются картинки и предлагают всех накормить.

3. «Назови одним словом»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать одним словом.

4. «Классификация»

Набор картинок с изображением различных предметов: разложить на группы.

5. «Чередование»

Предложить ребенку нарисовать, раскрасить или нанизывать бусы. Обратить внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности.

«Выложи забор из разноцветных палочек»

6. «Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок возвращает мяч и называет предмет этого цвета (синий- автобус). Можно называть любые качества (вкус, форму). Кислый, сладкий арбуз, рыжая, горький лук, веселый человек и т. д.

7. «Скажи на оборот»

Низкий – высокий, мелкий- глубокий и т. д.

8. «Бывает- не бывает»

Отбить мяч; принять мяч.

Рекомендация по организации игр и упражнений на развитие словесно- логического мышления.

Упражнения можно использовать:

• На фронтальных занятиях

• На индивидуальных занятиях

• Различных режимных моментах (при наблюдении за явлениями природы, во время прогулки, при чтении детской литературы, в свободное время, в ходе беседы с детьми, при подготовке ко сну).

На фронтальных занятиях педагог может использовать игры и упражнения на любом этапе; начиная от организационного момента, заканчивая подведением итогов занятия: упражнения: «3-й лишний», «4-й лишний»; «Назови одним словом», «Продолжи цепочку», «Скажи наоборот».

На этапе сообщения темы загадки: «Маленький, беленький, в лесу живет, морковку грызет».

Так же можно использовать, как определенный этап на занятии.

Работая с наглядным материалом, можно поиграть в игру «4-й лишний», «Сравнения», «Назови одним словом».

Целесообразно использовать сказки для развития словесно – логического мышления :

«Почему снегурочка летом грустила, а зимой нет?»

«Можно ли сказать, что одна мышка вытянула репку?» и т. д.

Рекомендуется использовать вопросы, активизирующие словесно-логическое мышление.

Любое занятие должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность. Взрослый должен так задавать вопрос или ставить перед ребенком задачу, проблему, чтобы включалось как можно больше мыслительных операций: «Почему?», «Так ли это?», «Как ты считаешь?», «А правильно ли ответил?».

Вопросы, стимулирующие мыслительные процессы, можно задавать во время игры, прогулки, умывания и т. д.

Важно приучать детей задумываться над явлениями окружающего мира. Педагог не должен все сразу объяснять детям. А дать время подумать, задать наводящие вопросы, дать подсказку, помочь найти ответ самому и только потом приступать к объяснениям. Объяснение смысла пословицы или поговорки активирует словесно- логическое мышление. Для того, чтобы научить детей понимать и объяснять пословицы и поговорки, необходимо использовать их в хорошо знакомой понятной ситуации (Поспешишь, людей насмешишь).

На этапе сообщения и закрепления нового материала необходимо учить детей самостоятельно делать выводы, умозаключения.

На этапе физкультминутки возможно использовать разнообразные игры с мячом: «Съедобное - несъедобное», «Летает - не летает», «Рыба, птица, звери». Все это будет способствовать развитию мыслительных операций, внесет элементы новизны, повысит познавательную активность детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик»Дидактическая игра для развития логического мышления детей 2–4 лет «Волшебный Ежик» Правила игры для «Волшебный Ежик». Возраст: 2-4 года. Количество играющих: 1-2 человека Оборудование: Ежик, 5 конусов разного цвета.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы»Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ на тему «Особенности словесно-логического мышления у детей с ОНР»
Опубликовано: 26 марта 2022 в 21:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД