Получи документы

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»

Варганова Татьяна
Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ»

Традиционные пальчиковые игры делятся на две группы:

- игровой фольклор - прибаутки, потешки, пестушки, забавы, обращенные к детям младенческого и раннего возраста;

- игры с правилами для детей постарше.

Публикация «Консультация для воспитателей „Играем пальчиками“» размещена в разделах

Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой (см. Приложение, например, игру «Маленький паук»). Трёхлетние малыши осваивают игры для двух рук (например, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая — мышку). Четырёхлетние дети могут играть в игры, в которых несколько явлений сменяют друг друга (см. Приложение, например, игру «Гроза»). Можно предложить пальчиковые игры с разнообразным мелким реквизитом — бусинами, шариками, карандашами, кубиками и т. д. (см. Приложение, например, игру «Петушок»).

* Все пальчиковые игры надо начинать с весёлой разминки- сгибания и разгибания пальчиков (см. Приложение, например, игру «Наши пальчики»).

* Помимо сжимания и разжимания пальцев важно уделять внимание их расслаблению. В данном пособии (см. Приложение) имеется немало направленных на это упражнений: «Сороконожки», «Бабочка», «Маленький паук», «Рыбки», «Осьминоги», «Оркестр», «Капитан», «Весёлые лошадки», «Маленький художник» и др.

* Перед игрой надо обсудить с малышом её содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит ребёнка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.

* Следует медленно показать позу пальцев и кисти руки. Если малыш не может самостоятельно принять позу и выполнить движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. При выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.

* Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение, т. к. объём внимания у него ограничен, поэтому сложная задача может сразу «отбить» интерес к игре. Стимулируйте подпевание ребёнка, старайтесь «не замечать», если он поначалу делает что-то неправильно, хвалите за успехи.

* Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально. Произнося команду «влево», вы должны повернуть руку вправо, и наоборот.

Удержание позы кисти руки чрезвычайно важно в пальчиковых играх. В книге есть много упражнений на удержание позы: «Слон», «Козочка», «Барашки», «Червячки», «Краб», «Краб-хвастун», «Крокодил», «Черепашка», «Яблони», «Сова», «Солдатики», «Воздушный шарик», «Заборчик», «Любопытная ворона», «На высокой скале», «Радуга» и др.

Пальчиковые игры, которые развивают автоматизм движений, очень пригодятся при развитии у ребёнка навыков самообслуживания (застегивание и расстёгивание пуговиц, молний и т. п.). Такие упражнения состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений: «Братья», «Цветок», «Моя семья», «Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики», «Пальчики-забияки» и др.

В пособии (см. Приложение) я предлагаю задания на развитие не только первых трёх пальцев (социальная зона руки, и так активных в быту, в общении, но и упражнения для укрепления мускулатуры безымянного пальца и мизинца (которые часто остаются без внимания) : «Слон», «Козочка», «Барашки», «Цветок», «Танец», «Наши пальчики», «Радуга».

Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма и прочему. Персонажи предлагаемых мной пальчиковых игр (бабочка, паук, рыбки, крокодил, лошадки, кит и др.) очень нравятся маленьким детям. Одни игры готовят малыша к счёту («Цветок», «Маленький художник», в других он должен действовать, используя обе руки, что помогает усвоить понятия «выше», «ниже», «право», «лево» («Рыбки», «Осьминоги», «Яблони», «Танец», «Паром», «Радуга» и др.). Игры с пальчиками развивают кисти рук (появляется подвижность, гибкость, что облегчает приобретение навыков рисования и письма.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству. Ребёнок пробует придумать новые образы и движения. Забавы, в которых он гладит руку взрослого, загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования у него чувства уверенности. Занятия особенно интересны дошкольникам, если в них удачно соединяются рифмованная речь и движения.

В возрасте от двух до пяти лет ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание вашего голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах. Детям раннего возраста трудно проговаривать текст, поэтому им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

С возрастом пальчиковые игры усложняются (можно разыгрывать даже целые сцены).

Игры с пальчиками - это театр, актёры которого всегда с нами. А чтобы нарисовать на кончиках пальцев весёлые лица и придать им ещё большую выразительность, достаточно фломастера или шариковой ручки (лучше использовать несколько фломастеров разных цветов).

Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию. И ещё раз о важном условии: игры с пальчиками должны быть весёлыми!

Приложение

ВЕСЁЛЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

СЛОН

На прогулку вышел слон,

Хоботом качает он.

Топ-топ, топ-топ.

Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки становится «хоботом», все остальные пальцы превращаются в «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли. По сигналу «стоп» слон останавливается. Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

СОРОКОНОЖКИ

Между кочек по дорожке

В сад бегут сороконожки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Никому их не догнать.

Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде сороконожки начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. Сороконожки могут менять направление движения по команде «направо»/«налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).

БАБОЧКА

Только солнце засияет —

Сразу бабочка взлетает.

Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. Бабочка летает, то раскрывая, то закрывая крылышки.

Попорхает — утомится,

Отдохнёт — опять кружится.

Бабочка садится на спинку стула (край стола, книжку и т. п., складывает крылышки. Через несколько секунд снова начинает летать.

КОЗОЧКА

Вот идёт на нас коза –

Озорная егоза.

Ты, коза, нас не бодай,

Лучше с нами поиграй.

Указательный палец и мизинец выставлены вперёд и двигаются вверх-вниз, вправо-влево, изображая рожки козочки. Остальные пальцы прижаты к ладони.

МАЛЕНЬКИЙ ПАУК

Это маленький паук,

Мухам враг он, а не друг.

Кисть руки опущена, подушечки пальцев опираются на стол. Паутинку он сплетает, Мух на ужин поджидает. Пальцы медленно перебирают нитку (шнурок).

ЧЕРВЯЧКИ

Червячки устали спать,

Червячки пошли гулять.

Указательный и большой пальцы обеих рук подушечками опираются на стол (стоят). Остальные пальцы прижаты к ладоням. Слегка сгибаясь и вытягиваясь, указательный и большой пальцы ползут по столу, изображая гусениц.

Лужи быстро обошли

И назад, домой, пришли.

Червячки обогнули лужи (блюдца с водой).

РЫБКИ

Рыбки под водой резвятся:

Вместе плавают, кружатся.

Обе ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу. Волнообразными движениями ладоней изображать плывущих рыбок.

И ныряют - раз, два, три.

Как им весело, смотри!

Ладонями делать «ныряющие» движения.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками и речь развиваем»Консультация для воспитателей «Играем пальчиками и речь развиваем» В. А. Сухомлинский:Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. Пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые игры и упражнения.

Игровой тренинг для родителей «Играем пальчиками-развиваем речь» Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях. Задачи:.

Конспект занятия на тему: «Играем нашими пальчиками» для второй младшей группы Конспект занятия на тему: «Играем нашими пальчиками» для второй младшей группы. Воспитатель: Демидова О. А. МДОУ «Медновский детский сад».

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» Программное содержание: Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту; Учить.

Консультация по развитию мелкой моторики рук «Играем нашими пальчиками дома» Консультация по развитию мелкой моторики рук “Играем нашими пальчиками дома” Развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие.

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» Играем пальчиками – развиваем речь Цель. Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию разных приемов и способов.

Мастер-класс для воспитателей «Играем пальчиками-развиваем речь» «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» В. Сухомлинский Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию.

Консультация для воспитателей «А у нас, в детском саду, мы играем» 1-слайд. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,.

Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа)Программа по самообразованию «Играем пальчиками-развиваем речь» (вторая младшая группа) роблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. Всё чаще встречаем детей с задержкой развитием.

Режимный момент «Играем с пальчиками — развиваем речь»Режимный момент «Играем с пальчиками — развиваем речь» Режимный момент «Играем с пальчиками развиваем речь» Цель: Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Играем пальчиками»
Опубликовано: 25 ноября 2015 в 20:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД