МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольника»

Надежда Кужугет
Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольника»

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

Публикация «Консультация для воспитателей „Интеллектуальное развитие дошкольника“» размещена в разделах

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает :

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

- развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

Задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

- практические (игровые);

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование;

Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели).

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

Все это опирается на развивающую среду :

1. Математические развлечения :

- игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.);

- игры-головоломки;

- игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;

- задачи-шутки.

2. Дидактические игры:

- сенсорные;

- моделирующего характера;

- специально разработанные воспитателем для обучения детей;

3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, создают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш – исследователь.

Использованная литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. - М. : «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М. : 1977. - 240 с.

Публикации по теме:

Консультация для младших воспитателей и педагогов «Жизнь и здоровье дошкольника» "Консультация для младших воспитателей и педагогов «Жизнь и здоровье дошкольника» Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем.

Консультация для педагогов «Интеллектуальное развитие детей раннего возраста» Девиз работы по интеллектуальному развитию «Развиваем, воспитываем, играем». Период раннего дошкольного развития малыша очень важен. На.

Консультация для родителей «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша» Консультация для родителей на тему: «Интеллектуальное развитие дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша» Эффективное развитие.

Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №5» ДО №19 Консультация для воспитателей на тему:Методы повышающие познавательную.

Консультация для воспитателей на тему «Важность игры в социализации дошкольника» Слайд №1 Консультация для воспитателей на тему: «Важность игры в социализации дошкольников» Слайд №2 Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках.

Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника» Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио». Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Консультация для воспитателей «Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника» Консультация для воспитателей. «Возрастные особенности экспериментальной деятельности дошкольника» Важным критерием в подготовке ребенка.

Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» для воспитателей ДОУ Образовательный проект «Развитие словаря дошкольника» Соснина Светлана Валерьевна, Воспитатель старшей группы, МБДОУ Д. С. № 45 г. Новокузнецка.

Консультация для воспитателей «Значение режима дня в жизни дошкольника» Режим дня имеет большое значение для здоровья и физического развития детей. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - то,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Интеллектуальное развитие дошкольника»
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 14:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД