Получи документы

Консультация для воспитателей «Как знакомить детей с народами разных национальностей»

Елена Тихонова
Консультация для воспитателей «Как знакомить детей с народами разных национальностей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 35 «Колобок» города Чебоксары

Консультация для воспитателей

«Как знакомить детей с народами разных национальностей»

Материал подготовила

Старший воспитатель

Тихонова Е. И.

Публикация «Консультация для воспитателей „Как знакомить детей с народами разных национальностей“» размещена в разделах

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа и культуре народов других национальностей. написано много, так как это одна из задач нравственно-патриотического воспитания. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Средствами ознакомления дошкольников с народами других национальностей является : предметная среда группы, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Задачи которые может ставить воспитатель

— развитие интереса к русским традициям и промыслам и традициям и промыслам народов других национальностей;

— расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех ;

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие и национальные праздники и т. д.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий от которого зависит их быт, характер труда и т. д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Воспитатель формирует национальное самосознание ребенка путем ознакомления с обычаями, традициями и ценностями народа. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период определяет основы характера и нормы поведения, во многом зависящие от социального окружения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания была забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций и обычаев, передаче подрастающему поколению, житейского, производственного, педагогического опыта. В чем заключается сила народной педагогики и традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для решения этой задачи использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность и ознакомления дошкольников с обычаями людей разных национальностей была народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, народе, сражается с различными чудищами, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему.

Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения.

Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

Специфика сказки в том, что она - продукт творчества определенного народа и содержит в себе сюжеты, образы, ситуации, специфичные для определения этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, названиях животных и растений, особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку («жил да был…», «в некотором царстве, в некотором государстве…» и т. д., от сказителя к сказителю, от этноса к этносу.

Сказка выполняет функцию социализации, т. е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту. А. С. Пушкин писал о ней: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Именно «намек», а не нравоучение, не идеологическая директива содержится в сказке, ее сюжете, ее образах.

Сказке присуща креативная функция, т. е. способность выявлять формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней реальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплекс отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические и т. д.) способности.

Сказка заставляет ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к ним. Используя сказочные предметы, мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает опыт, успешно развивать творческий потенциал детей. Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, формируют первые ступени этнической идентичности. В частности, сказки знакомят детей с персонажами славянской мифологии (леший, Святобор, Межевик и другие помощники человека в природе, с народными традициями, обычаями. Очень важно, чтобы сказка оставалась такой, какая она есть: доброй и строгой, справедливой и умной.

Литература:

Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М. : ТЦ Сфера, 2012

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как знакомить детей с геометрическими фигурами» Консультация для родителей «Как знакомить детей с геометрическими формами» Особенности формирования представлений о геометрических фигурах.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом Тамбовом» Автор Кульева В. Е. г. Тамбов МБДОУ «Детский сад №3 «Хрустальный башмачок» Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом».

Консультация для родителей «Как знакомить малышей с природой» У людей,живущих в современном обществе,множество проблем. Но одной из самых острых является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо.

Консультация для воспитателей «Как знакомить детей с русским народным творчеством» МБДОУ детский сад №46 города Ельца «Дружные ребята». Консультация для воспитателей: «Как знакомить детей с русским народным творчеством».

Консультация для воспитателей «Методика изготовления игрушек из разных материалов» В жизни ребёнка часто возникает необходимость в изготовлении различных игрушек. В отличие от игрушек длительного использования, вокруг которых.

Консультация для воспитателей на тему «Использование разных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3–4 лет» Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является.

Обобщение опыта работы воспитателей «Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста» ГБОУ Школа №1959 Обобщение опыта работы воспитателей дошкольных групп Тема: «Формирование представлений о людях разных профессий.

Сценарий праздника дефиле «Костюмы разных национальностей нашей группы» Цель: Прививать чувство прекрасного; Интерес к костюму другой национальности; Расширять кругозор; Уважение и толерантность к другой национальности.

Консультация для воспитателей «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Ведущей деятельностью детей - дошкольников, и тем более младших, является игра. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный.

Конспект занятия по формированию толерантности «Мы — дети разных национальностей» в подготовительной группеКонспект занятия по формированию толерантности «Мы — дети разных национальностей» в подготовительной группе Цели: Образовательная: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Как знакомить детей с народами разных национальностей»
Опубликовано: 21 июня 2019 в 08:23
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД