Получи документы

Консультация для воспитателей «Конструирование и ручной труд»

наталья логинова
Консультация для воспитателей «Конструирование и ручной труд»

Конструирование и ручной труд

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определённого продукта. Термин «конструирование» (от лат. - построение) обозначает определённое взаимоположение различных частей, элементов, где предмет предстаёт как единое целое. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразования (комбинирование) пространственных представлений (образов). При этом этот вид деятельности требует от детей очень сложной пространственной ориентировки. Ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструирование, как ни в какой другой деятельности формируются пространственные ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объёмности предметов, а также их структурных единиц: частиц, деталей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Конструирование и ручной труд“» размещена в разделах

Выделяют два вида конструирования : техническое и художественное.

К техническому - относят конструирование из строительных материалов, из деталей конструктора, крупногабаритных модульных блоков. Некоторые способы конструирования из бумаги, картона, катушек и других материалов.

К художественному-конструирование из природного и бросового (использованного) материала, бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, при этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей и окнами, корабль с палубой и тд.

В художественном конструирование дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит, по выражению А. О. Запорожца, к формированию своеобразных эмоциональных образов».

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя как разный природный материал, так и всевозможные упаковки, в том числе картонные коробки разного размера, палки, верёвки, пенопласт, пластиковые бутылки.

Существуют следующие формы организации обучения конструированию (Л. М. Паромоновой).

1)Конструирование по образцу (Ф. Фребель)-детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги, как правило, показывается способ их воспроизведения. Такое конструирование не связано с развитием творчества, однако использование образцов - это важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой.

2)Конструирование по модели (А. Н. Миреловой) - в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющихся у них материалов.

конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов решения не даётся. Однако при этом дети должны иметь уже определённый опыт.

4)Конструирование по простейшим чертежам и схемам (В. В. Холмовской)-в начале детей обучают построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам (использование шаблонов).

5)Конструирование по замыслу - ребёнок сам решает, что и как он будет конструировать. Но такой вид деятельности тяжё л для дошкольника: их замыслы не устойчивы, часто меняются, при этом дети не учатся созданию замыслов, а лишь самостоятельно, творчески используют знания и умения, полученные ранее.

6) Конструирование по теме - предлагается общая тематика конструкций («Город», дети сами создают замыслы построек и поделок, выбирают способы выполнения, материал.

7) Каркасное конструирование - предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки: его частями, характером взаимодействия и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся на его основе выделять особенности конструкции. Ребёнок, глядя на каркас, должен его домыслить, дорисовать его, добавляя к нему разные детали. (Построение домиков разной формы (Г-образной, П, квадрат и др).

2. Художественный ручной труд-это творческая работа с различными материалами. Художественный ручной труд рассматривается, как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей. Ручной труд по изготовлению различных поделок из бумаги имеет большое значение в развитии художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. Ребёнок должен овладеть приё мами обработки бумаги: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Это рассматривается как средство подготовки к школе. Маленьким детям скатывать шарики, сгибать, разрывать (скатать бумагу в шарики и разложить в конфетницы).

Средний возраст-изготовление цветов из бумаги.

В старшей группе-создание различных образов. Через всё это узнаются свойства бумаги: толщина, жёсткость, окраска, прочность.

В 3-4 года дети учатся только сгибать, разрывать бумагу. Далее применение:

Киригами-складывание бумаги и разрезание в разных направлениях (снежинки).

Использование оригами (бумажная скульптура)-путём комбинирования разных бумажных форм, которые делают дети (изготовление игрушек).

Конструирование из природного материала.

Из природного материала ближе к художественным видам продуктивной деятельности, чем к техническим. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, как в техническом конструировании, сколько выражают своё отношение к ним, передают характер, что позволяет говорить о художественной природе образов.

3. Методические основы организации детского конструирования (Л. С. Парамонова) :

-формирование у детей обобщенных знаний, умений, способов деятельности, как, общих средств выполнения различных задач;

-использование разных форм организации обучения (по образцу, замыслу, теме и т. д.);

-диалогическая форма общения детей со взрослыми во время конструирования, предполагает обсуждения разных вариантов решения;

-включение конструирования в широкий спектр жизненных событий (праздники, организации театра - изготовление кукол для театра, игра и т. п., что является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию;

-организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, участке, в природном окружении);

-создание условий для экспериментирования с разными материалами (бумагой, природным и бросовым материалом);

-предоставление детям широкого спектра материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности;

-выбор места и времени для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупных модульных блоков, пакетов из под молока, соков, больших картонных коробок, камней, песка).

Таким образом, конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческим, развивающимся и развивающим.

Консультация для воспитателей

«Конструирование и ручной труд»

Воспитатель :

Логинова Н. А.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование конструирование и ручной труд II подготовительная группа Я- человек, что я знаю о себе. По замыслу конструктор Тема: «Сказочный домик». Программное содержание: Развивать умение строить здания.

Комплексно-тематическое планирование конструирование и ручной труд III подготовительная группа Перелетные птицы Тема: «Синичка» (чеканка) Программное содержание : Учить работать с нетрадиционными материалами, расширение кругозора,.

Комплексно-тематическое планирование конструирование и ручной труд подготовительная группа Мой детский сад, Школа. Темы: Закладка для книжки. Книжки – малышки. Программное содержание: Продолжать закрепление навыков работы с бумагой,.

Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника»Консультация для воспитателей и родителей «Труд в жизни дошкольника» Программой воспитания детей в детском саду, предусмотрено трудовое воспитание детей. Воспитателю нужно, создать условия для того чтобы каждый.

Консультация для воспитателей «Конструирование: кубики и конструкторы»Консультация для воспитателей «Конструирование: кубики и конструкторы» Каких только конструкторов не встретишь сейчас на полках магазинов! Одни состоят из трубочек, другие из геометрических фигур с прорезями,.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Ручной труд «Букет хризантем» (фотоотчет)Ручной труд «Букет хризантем» (фотоотчет) Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности.

Ручной труд детей «Куколки-мотанки»Ручной труд детей «Куколки-мотанки» Представляю работы наших детей по ручному труду «Куколки – мотанки». Перед тем, как показать детям приёмы изготовления этих интересных.

Ручной труд «Птичка в подарок бабушке»Ручной труд «Птичка в подарок бабушке» Делаем подарок. Птичка для бабушки. Ребята привыкли, что мы каждый день чем — то интересным занимаемся, видя меня спрашивают: «Что сегодня.

Ручной труд «Пчелка из бросового материала»Ручной труд «Пчелка из бросового материала» Когда земля освобождается от снежного покрова, просыпается не только природа, но и стремление к творчеству. Весна уже в самом разгаре, проснулись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Конструирование и ручной труд»
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 09:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД