Консультация для воспитателей «Методика ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей» (часть 1)

Любовь Корепова
Консультация для воспитателей «Методика ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей» (часть 1)

часть 2

Часть 1. В соответствии с ФГОС региональный компонент занимает в программе большой раздел. Поэтому считаю актуальным вопрос об ознакомлении дошкольников с поэтами и писателями родного края. Данная консультация дает представление о методике знакомства старших дошкольников с поэтами и писателями родного края. Думаю, что она будет полезна не только вологжанам, но пользователям из других регионов.

Дети дошкольного возраста еще не задумываются о таких понятиях, как Родина, Отечество, гражданин, национальные корни, родная земля. Им сложно понять и представить, что значит быть гражданином Отечества, свято чтить его вековую историю, уважать национальные традиции, беречь памятники культуры. Однако с помощью произведений русского народного творчества, посвященных Родине, ребенок может узнать, что чувство любви к ней свойственно всем людям, что ценится и почитается всеми.

Художественное слово помогает ребенку постигать главные ценности человеческого бытия: семья, труд, Отечество, родная природа. Произведения детской литературы помогают довести до сознания ребенка такие понятия, как честность, ответственность, уважение к себе и людям, любовь к знаниям, труду, чувство долга перед отцом и матерью. Поэтические произведения лучше любого объяснения помогут формировать у детей добрый и заботливый взгляд на свою Родину.

Региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных учреждениях Вологодской области по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о знаменитых людях прошлого и настоящего.

Произведения поэтов- вологжан способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость, нести с собой колорит народной речи, много образных выражений, сравнений, эмоциональной и поэтической лексики.

Творческие проявления, художественные манеры поэтов Русского Севера всегда индивидуальны. Каждый по-своему видит людей, у каждого свои представления о прошлом и современности. Но в одном они близки – все несут любовь к этой суровой, трудной земле.

Литературные произведения В. И. Белова, О. А. Фокиной, А. Я. Яшина, С. В. Викулова, Н. М. Рубцова, Т. Л. Петуховой, С. С. Орлова, Т. В. Гогулиной и других проникнуты духом лучших образцов народного творчества и классики и в то же время понятны детям-дошкольникам.

В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции.

В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. Живое наблюдение природы способствует восприятию ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и воспроизводит это в своих рисунках.

Под влиянием систематического обучения восприятию текста чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения, что способствует развитию их нравственных качеств, в частности, любви к малой Родине.

Знакомя детей с творчеством вологодских писателей и поэтов, нужно предусматривать следующее:

– формируя у детей интерес к детской книге, необходимо следить за выбором книг. Пусть Ваши беседы о книгах будут всегда желанными, интересными, ожидаемыми, помните, что чтение – это праздник для всех;

– учите понимать прочитанное;

– сложность содержания поэтических и литературных произведений должна нарастать постепенно;

– экскурсии на природу с детьми также могут сопровождаться отрывками (словами) из стихотворений поэтов-вологжан;

– способствуйте развитию впечатлений, полученных от знакомства с литературными произведениями (в рисовании, игре, беседах со взрослыми, сверстниками и т. д.);

– проводите специальные праздники поэзии, читайте стихи детям и слушайте стихотворения в их исполнении;

– помните, что чтение стихотворений требует работы над выразительностью речи, ее звуковым оформлением;

– руководить слушанием и заучиванием произведений и стихов нужно тонко и деликатно, чтобы не отвратить от чтения;

– при заучивании стихотворений не рекомендуется прибегать к помощи родителей, родители хороши в роли благодарных слушателей;

– выбирая книги авторов-земляков для детей своей возрастной группы, ориентируйтесь на региональное содержание дошкольного образования, уровень развития детей.

Книги вологодских поэтов, которые выбираем для детей дошкольного возраста, должны гармонично и всесторонне развивать их. Близкая возрасту тематика, простота и доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания литературного произведения интересам детей – вот те критерии, согласно которым проводится отбор для чтения литературных произведений или их заучивания с детьми.

Предлагаемые произведения должны быть несколько выше уровня развития детей, чтобы стимулировать их рост. Ребенку интересно не только тогда, когда легко, но и тогда, когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.

Нельзя необоснованно завышать уровень понимания содержания произведений, важнее, чтобы детям была доступна основная идея произведения и во имя чего оно создавалось. Недоступным можно считать произведение, когда детям невозможно объяснить его смысл. Стихи должны быть близки детям по тематике, содержанию, языку; легки для воплощения, важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями; информация, заложенная в поэтических строчках, должна формировать в сознании человека яркие, зримые, конкретные образы.

Основными задачами ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских поэтов и писателей определены следующие:

воспитывать у детей патриотические и гражданские чувства, любовь к своей малой Родине;

– развивать познавательную активность, творческие способности у детей дошкольного возраста на материале близком, доступном, значимом для истории края;

– совершенствовать врожденные навыки слушателя: улучшать слуховую память, сохранять внимание при слушании литературных произведений;

– развивать у детей интерес к слушанию и заучиванию поэтических произведений;

– учить ребенка эмоционально воспринимать содержание художественных произведений;

– вызывать сочувствие к положительным героям и негативное отношение к отрицательным;

– развивать эмоциональный слух и отзывчивость ребенка на литературное слово, интонации, образы, включая веселые, забавные, сказочные.

Знакомство дошкольников с творчеством писателей и поэтов Вологодской области должно осуществляться в определенной системе. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление воспитателя ближе познакомить их с любимым автором. В старших группах целесообразно выделять специальное время для данной деятельности. Формы работы с детьми могут быть различными: это занятия по чтению произведений, заучивание стихов; рассказ, беседа о творчестве поэтов и писателей-земляков; непосредственное восприятие стихов в исполнении воспитателей; слушание фонозаписи инсценировок в исполнении мастеров слова; игры, драматизации, импровизации детей; самодеятельные игры по сюжетам понравившихся литературных произведений (сюжетно-ролевые, режиссерские).

Особое внимание следует уделить рассказу воспитателя о жизни и творчестве писателей и поэтов Вологодчины. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, развивать читательскую культуру ребенка-дошкольника.

При подготовке к рассказам педагогу необходимо соблюдать определенные требования:

– факты из жизни писателей и поэтов должны быть точными, научными и известными в литературоведении;

– для того чтобы рассказ был доступен ребенку, необходимо использовать его личный опыт и опираться на имеющиеся у него знания, а также использовать наглядный материал, подготовленный заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставки книг, иллюстрации к произведениям и т. д.);

– изложение материала должно быть образным, интересным; для этого нужно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и другое, но не следует приводить даты;

– содержание рассказа близко детским интересам, в нем могут найти отражение сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям;

– в рассказ следует включать вопросы для активизации ребенка, выявляющие знания о писателях и поэтах, их творчестве, памятных местах;

– важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя. Личное отношение создает нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет ярко рассказать о своем отношении к писателю, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.

После рассказа воспитателя возможна интересная совместная деятельность с детьми и родителями: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, творчество детей по мотивам прочитанных произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т. д., посещение выставки, театра, просмотр кинофильмов, организация развлечений.

Публикации по теме:

Презентация «История казачества» Работа нашего МБДОУ направлена на патриотическое воспитание детей. Мы изучаем природу Донского края, знакомимся с историей родного города,.

Природа родного края — Кемеровской области Презентация посвящена природе родного края, Кемеровской области. Нам нужно беречь красоту природы,  достопримечательности, те блага, что.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Детские писатели
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методика ознакомления старших дошкольников с произведениями вологодских писателей» (часть 1)
Опубликовано: 15 января 2014 в 19:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...