Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)

Елена Корчагина
Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)

Консультация для воспитателей (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. В. Сухомлинский

Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Антуан де Сент-Экзюпери

Публикация «Консультация для воспитателей „Научить учиться“ (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)» размещена в разделах

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Жан-Жак Руссо[/i]

Всё чаще и чаще мы слышим слова: дети спасут человечество. Этот мотив вечен. Ребёнок – это мера всех вещей. Первообраз добра и красоты. Дети – наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы. Что же такое детство? Детство – особое психическое состояние, говорят философы. Это человеческое состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. И энергия здесь особенная – энергия роста. Ребёнок живёт, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше положительных эмоций, тем полноценнее и здоровее воспитание. Следовательно, чтобы ребенок легко и успешно учился и развивался, надо научить его учиться.

Очень часто, стремясь «подготовить ребенка к школе», и педагоги и родители считают, что в детском саду ребенка надо научить читать, считать, писать буквы и т. д. Т. е., ребенок должен делать то, что для него сейчас не имеет никакого практического и эмоционального значения, а значит не интересно. Детей можно воспитывать и обучать, но нельзя заставить жить и развиваться. Это действие внутреннего механизма. ФГОС дошкольного образования направлен на реализацию продуктивного обучения, это трудный, но единственный путь модернизации дошкольного образования.

До ФГОС в процессе обучения доминировал знаниевый подход, имеющий ряд недостатков. Основная причина возникновения которых не в том, что плохо учили, а в том, что давали знания готовыми.

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познавать и преобразовать мир.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, обеспечивающие активную учебно-познавательную деятельность воспитанников на протяжении всего занятия и даже за его пределами. Теперь дети получают знания не в готовом виде, как это было раньше, а сотрудничают, взаимодействуют с воспитателем и в ходе совместной деятельности ищут путь к знаниям. Особенное место при таком подходе к обучению занимает собственная активная деятельность воспитанников.

Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д. Б. Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота детской игры».

Деятельностный подход исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности. При этом педагогу необходимо организовать образовательный процесс через предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности.

В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.

«Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить» Конфуций

Д. Б. Эльконин писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

Резервы развития скрытые в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям:

• Для младенца до 1 года - это личностное, эмоциональное общение со взрослым,

• Для ребенка с 1 до 3 лет - это действия с предметами и процессуальная игра,

• Для ребенка с 3 до 7 лет - ролевая игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская деятельность.

Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности:

- творческая активность,

- инициативность,

- уверенность в себе,

- доверие и уважение к окружающим,

- произвольность,

- умственные и познавательные способности и пр.

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода :

• Создание проблемной ситуации

• Целевая установка

• Мотивирование к деятельности

• Проектирование решений проблемной ситуации

• Выполнение действий (заданий)

• Анализ результатов деятельности

• Подведение итогов

Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание вышеназванных форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.

При этом невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии взрослого человека.

В дошкольных учреждениях следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:

-метод проектов,

-ТРИЗ,

-мнемотехника,

-технология критического мышления

-технология «Ситуация»,

-«Сказки фиолетового леса» (развивающие игры В. В. Воскобовича) и другие.

Данные технологии предполагают самостоятельную деятельность детей, радость открытия, саморазвитие.

К сожалению, все эти технологии применяются в работе эпизодически, нет учебно - методического комплекта, разработанного для ежедневной работы. Отсюда вытекают определенные сложности, с которыми сталкивается воспитатель, решивший изменить свою образовательную деятельность.

Наряду с озвученными трудностями существует и ряд других проблем:

1) Неготовность педагогических кадров перестроить свою работу в соответствии с новыми требованиями ФГОС.

2) Неспособность некоторых воспитателей использовать иные методики и дидактику работы с детьми дошкольниками, отличающиеся от тех, что сегодня применяются в большинстве детских садов.

3) Сложности при создании развивающей среды, которая бы в полной мере соответствовала современным требованиям.

Необходимо понимать, что воспитание и образование - это прежде всего самовоспитание и самообразование, которое начинается с изучения себя, своих возможностей, а затем познания способов решения проблем, которые перед нами ставит жизнь. Нужно учить детей не столько решать примеры и задачи, сколько ясно выражать свои мысли и отстаивать свои права, быть среди людей и оставаться самим собой. Такую возможность предоставляет системно-деятельностный подход в образовании дошкольников.

Прикреплённые файлы:

nauchit-uchitsja_na2ej.pptx | 11177,93 Кб
 
Публикации по теме:

Методы поискового характера при организации НОД с применением деятельностного подхода Одним из основных принципов дошкольного образования федеральный государственный стандарт определил поддержку инициативы детей в различных.

«Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм» (из опыта работы) Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм 3. Цель работы: Поиск и внедрение актуальных.

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Методические рекомендации осуществления системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе для детей с ОВЗ Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения. Данный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Организация образовательной деятельности в детском саду на основе системно-деятельностного подхода Организация образовательной деятельности в детском саду, через системно – деятельностный подход. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный.

Психологическое занятие по развитию коммуникативных умений (в технологии ситуативно-деятельностного подхода) Задачи: • формировать у детей представление о невербальных средствах общения • развитие вербальных и невербальных средств общения; • развитие.

Консультация для воспитателей «Реализация инновационной технологии портфолио в процессе работы с детьми 2–3 лет» Цели работы: Создание условий для реализации технологии портфолио с целью всесторонне задокументировать достижения ребенка, отразить динамику.

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду (Консультация для воспитателей) ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний предусмотрено развитие личности воспитанника на основе.

Реализация системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста В докладе раскрывается тема реализации системно-деятельностного подхода в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ)
Опубликовано: 9 декабря 2015 в 18:36
+180Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 86.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД