Получи документы

Консультация для воспитателей «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми по элементам ТРИЗ»

Оксана Драгункина
Консультация для воспитателей «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми по элементам ТРИЗ»

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми по элементам ТРИЗ“» размещена в разделах

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

Одной из эффективных педагогических технологий для освоения детьми процесса заучивания стихотворения является ТРИЗ. В ТРИЗЕ используют технологию шифрования.

Шифрование – это эффективная технология обучения дошкольников заучиванию стихотворений, а также основам грамоты. Целью данной технологии является: формирование у детей осознанного отношения к процессу заучиванию; освоение детьми знаковых систем, схем, моделей, их расшифровке, т. е. самостоятельно, создавать знаки для шифровки, способность «расшифровывать» информацию, т. е. преобразовывать из абстрактных символов, знаков в реальные образы, действия, признаки и т. д. усвоение грамматического строя речи: согласование названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентировка на окончания слов (красный мяч, красная юбка); использование в речи предлогов (в, над, под, между, около).

Наглядность: чистый лист бумаги, расчерченный по количеству строк и количеству слов в строке.

Технологическая карта освоения процесса заучивания стихов.

1. Обсудить с детьми тексты любимых стихотворений. Побуждать детей рассказывать знакомые стихи.

2. Предложить стихотворение для заучивания текста. Выставить таблицу для схематизации слов стихотворения.

Например: Стихотворение «Встали девочки в кружок» А. Л. Барто Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой елке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елка.

Пусть горит всегда.

Для заучивания этого стихотворения необходима пустая таблица, в ячейки которой вставляются схемы каждого слова текста, в том числе и предлогов.

Таблица для схематизирования

3. Схематизация текста вместе детьми. Сначала дети предлагают различные варианты схематизации слов, затем выбирается и зарисовывается наиболее подходящий символ. Эти символы у них остаются в памяти. В зарисовке схем активно участвуют сами дети. С 5-ти лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо схематизировать текст стихов.

4. По окончании шифрования дети сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно зачитывают стихотворение с выразительными интонациями, а иногда обыгрывая строчки.

У детей должны быть индивидуальные папки для самостоятельно засхематизированных стихотворных текстов. Можно самим создать рифмы и самостоятельно схематизировать и вкладывать в индивидуальные папки речевого творчества.

Примечание. Воспитатель время от времени возвращается к схемам ранее выученных стихов и побуждает детей повторно рассказать их.

Вечером, где прописываются занятия, можно родителям предложить зашифровать стихотворение :

Уважаемые родители!

Мы с детьми разучивали стихотворение. Пусть они вам зашифруют и расскажут.

Таким образом, использование подобных таблиц и шифрование слов в стихах облегчает процесс запоминания, делает его увлекательным, укрепляет ситуацию успеха у самого робкого и неуверенного ребенка. Убрав таблицу через некоторое время, дети легко вспоминают картинки и их последовательность, а затем легко вспоминают слова.

Применение ТРИЗ отлично способствует быстрому и самостоятельному запоминанию стихов дошкольниками, формирует у них осознанное отношение к процессу заучивания. У ребят развивается сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки. Так же ТРИЗ-технологии позволяют ребятам развиваться не только в отведенное расписанием занятий время, но и в любые режимные моменты.

Практическая работа.

Стихотворение «Снеговик» Татьяна Гусарова

На дворе полно снежка.

Я слепил снеговика.

Руки, ноги, голова,

Нос-морковка, глаза два.

Нарисую краской рот.

Пусть порадует народ!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с детьми 3–4 лет» Стихи должны быть небольшие, интересные, образные, ясные, понятные. Чем лучше ребенок понял содержание стихотворения, тем больше самостоятельности,.

Консультация «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ» Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ. Консультация для воспитателей..

Консультация для воспитателей и родителей «Разучивание стихотворений с использованием рисунков-пиктограмм» «Давай выучим стишок к празднику!» – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают, какой сложный психический процесс они.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников» В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной.

Консультация для воспитателей «Как правильно учить стихи с детьми» Как правильно учить стихи с детьми «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством.

Консультация для воспитателей «Лепим вместе с детьми»Консультация для воспитателей «Лепим вместе с детьми» Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным и безотказным способом — всё нужно увидеть, услышать,.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 города Ельца «Радуга» Консультация для воспитателей.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 42» Консультация для воспитателей Тема: «Современные.

Консультация для воспитателей «Занимайтесь с детьми дыхательными упражнениями»Консультация для воспитателей «Занимайтесь с детьми дыхательными упражнениями» Умение правильно дышать крайне важно для ребёнка. Ведь это не только необходимый базис для крепкого здоровья, но и условие для полноценного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми по элементам ТРИЗ»
Опубликовано: 27 мая 2019 в 08:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД