Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Светлана Попова
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Нетрадиционные формы работы с родителями

Родительские собрания

(консультация для воспитателей)

Содержание работы с родителями реализуются через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть, которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток – шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Организуются педагогические библиотеки для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы»,

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнёрства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть её на груди. Общение происходит в непринуждённой форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учётом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Можно заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам наказания детей, их подготовки к школе и т. Дать слово «экспертам», возможность высказаться каждому желающему. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы : информационно- аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно - ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.)

Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия : игротеки, выставки выходного дня, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и многое другое.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и детьми. К данной группе форм относятся такие совместные праздники и досуги в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья», «Праздник урожая» и др. такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах (праздник птиц, а потом вместе с детьми строить скворечники. Мамы и папы имеют возможность проявлять свои знания, эрудицию, смекалку в игре «Устами младенца». Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, - организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьёй могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и ранее. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых стоится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле чудес», «Что, где, когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Пример родительского собрания : (Форму собраний стараемся разнообразить) : классическое, педагогическая мастерская, диспут, диалог, размышление, дискуссия, практикум, круглый стол, вечер – встреча, КВН, конкурс, праздник. Названия собраний могут быть интригующие: «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов ответов». «Встреча отцов», «Встреча мам»,

«Мы ищем таланты», «Семейные традиции», «Будем говорить красиво». Чтоб, заинтересовать родителей придумывали интересные приглашения, которые готовили за 2 недели и 2й раз за 4-5 дней. С целью подтверждения информации о дате проведения собрания. Например: Уважаемые (имя отчество, или родители! Если вы заинтересованы в сохранении жизни и здоровья вашего ребёнка, если хотите услышать ответы на вопрос «Как приобщать детей к основам пожарной безопасности» приглашаем на презентацию проекта «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», которая состоится. дата, время. В программе встреча с представителем Роспожнадзора; интерактивная игра.

Актуально проводить собрания в интерактивных формах, так, чтобы сами родители «прожили» некоторые учебные ситуации.

Анкетирование родителей «Откуда опасность?», «Пожарная безопасность», оформление плакатов, «Чтобы пожаров избежать, нужно много детям знать», оформление памяток, шпаргалок для родителей, проведение конкурса детских рисунков и агитационных плакатов. Запись фоновой музыки в соответствии с темой собрания. Родители очень любят, когда на собрании присутствуют дети: либо это выступление детей, инсценировки, спектакли, игры с детьми. Мы сами участвовали в спектаклях с детьми, одевали костюмы. Предлагали проблемные ситуации, выставка литературы, афоризмы по данной теме. выступление специалистов, воспитателей. Всё это использовалось на собраниях. Так же предлагали видео занятия или игры. Родители, выступая со своими детьми рассказывали о своих семейных традициях используя ноутбук, где рассказывали о своём семейном опыте. Это очень сближало педагогов, детей и родителей. Обязательно используем форму поощрения родителей на собраниях за участие совместное с детьми поделок, рисунков плакатов, за участие в конкурсах это очень стимулирует родителей участвовать в жизни группы. Что касается проектов, весь материал готовился совместно с родителями. На собраниях использовалась «Весёлая мастерская», проводилась персональная выставка. Обязательно благодарим тех, кто пришёл на собрание.

Нетрадиционными формами с родителями являются :

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе, которых назидательно- поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьёй на принципах добровольности, личной заинтересованности. Так, на собраниях клуба «Посиделки» могут обсуждаться такие темы, как «Колыбельная для малышей», «Лечим простуду», проводятся встречи с психологом, педиатром, астрологом.

В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребёнка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти всё необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьёй можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.

Задачами одной из них – информационно- ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы – информационно-просветительской направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и т. д., это «Дни открытых дверей». В этот день родители имеют возможность свободно посетить ДУ; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях т. д.

Длительное наблюдение ребёнка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй способствует повышению эффективности работы с родителями.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями. Практическая работа с семьёй Цель. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает обмен мыслями,чувствами,переживаниями;направлено на повышение педагогической культуры.

Взаимодействие с родителями. Как показывает опыт и научные исследования, воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями»
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 21:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД