Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни

Ирина Мухина
Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни

Все знают, что важным элементом человеческой культуры является речевой этикет В детском саду воспитателям необходимо обращать внимание на обучение детей вежливости, учить их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их – к большому удивлению-наказывают. «Дети-увеличительные стекла зла»,-как-то заметил Л. Н. Толстой. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет-совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям.

Вежливость-способ применения этикета.

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка-постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение в сего дня дети учатся у воспитателя, и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но все-таки особо значимое, ценное. Нередко воспитатель требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребенка или извиниться перед ним. Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. В детских садах предпочтение отдается таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение (беседы, разговоры, но все-таки самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых я является игра, особенно ролевая и театрализованная. В обучении речевому этикету детей 4-го года жизни

помогают кукольные персонажи. С помощью Лисички, Буратино, Внучки, Синеглазки и всех тех, кого дети уже полюбили, можно разыгрывать сценки, в которых куклы демонстрируют, как надо приглашать, чтобы вместе поиграть или что-то сделать, как следует правильно попросить, поблагодарить. Куклы очень вежливы и знают много «волшебных слов». Дети учатся на их примере правильному, красивому, поведению, хорошим словам. Но игрушки могут, подражая детям, и поссориться, не поделить чего-то, обидеть друг друга злым словом. Вместе с детьми следует обсудить, что же из такого поведения получается: игрушки обиделись, подрались, ничего не успели сделать, только дружбу с вою чуть- чуть не потеряли. Через какое-то время в следующей сценке можно показать, как куклы уже исправились и все делают вместе. Дружно, вежливо, договариваются, уступают друг другу, произносят при этом «волшебные слова», ходят друг к другу в гости с подарками. Учат правильному общению и известные ролевые игры, например, «Магазин», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить. Поблагодарить и уходя, попрощаться. С начала, конечно, воспитатель должен демонстрировать «правильное поведение» продавца. Должен подсказать и покупателю, как себя вести, что говорить, как отвечать. Дети будут учиться тому, «как надо», и при необходимости исправлять сверстников-незнаек. В этом возрасте неумение общаться часто приводит к конфликтам. Необходимо обучать детей способам примирения с помощью речевых средств. Вот, например, такой стишок, скрепленный соединением мизинцев, помогает забыть ссору:

Ехали на лодке,

Кушали селедку,

А селедка не годится,

Надо, надо помириться.

Мир, мир – навсегда,

Ссора, ссора-никогда!

Часто спасительным при детских конфликтах оказывается юмор. Воспитатель должен стихами описать увиденную ситуацию.

Петушился-петушился

Забияка-петушок-

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок. (В. Берестов)

Также можно разыграть текст в настольном театре.

Наседка нередко ругала цыплят:

«Кончайте клеваться, кому говорят!

Кто много клюется,

Тот мало клюет.

Кто мало клюет,

Тот плохо растет.

Кто плохо растёт,

Тот бессилен и худ.

Кто худ и бессилен,

Того заклюют». (В. Берестов)

Дети 4-го года жизни любят заучивать лукавые тексты-пожелания или давать друг другу дельные советы. Например,

Кто бросает вещи в беспорядке,

С тем они потом играют в прятки. (Б. Заходер)

Дети любят также работать с текстами, в которых пропущены слова вежливости, с радостью их подсказывают героям. Знание «как надо» не обязательно сразу приведет к использованию в жизни, для этого воспитателю и родителям необходимо отмечать ростки хорошего и закреплять их в дальнейшем.

Публикации по теме:

Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста. Что помогает человеку в общении с окружающими? Культура поведения. Именно.

Перспективный план работы с родителями по формированию морально-нравственного поведения у дошкольников (подготовительная группа) Сентябрь * "Советы для родителей" (папка-передвижка) / /Л. Васильева-Гангус "Азбука вежливости", стр. 9 * Разговор:.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни
Опубликовано: 7 января 2014 в 22:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...