Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни

Ирина Мухина
Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни

Все знают, что важным элементом человеческой культуры является речевой этикет В детском саду воспитателям необходимо обращать внимание на обучение детей вежливости, учить их правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словечки», «фразочки» их – к большому удивлению-наказывают. «Дети-увеличительные стекла зла»,-как-то заметил Л. Н. Толстой. Неправильные, грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет-совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям.

Вежливость-способ применения этикета.

Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка-постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения», демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого речевого поведения. Ежеминутно в течение в сего дня дети учатся у воспитателя, и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но все-таки особо значимое, ценное. Нередко воспитатель требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребенка или извиниться перед ним. Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. В детских садах предпочтение отдается таким методам, как прямое объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение (беседы, разговоры, но все-таки самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного примера взрослых я является игра, особенно ролевая и театрализованная. В обучении речевому этикету детей 4-го года жизни

помогают кукольные персонажи. С помощью Лисички, Буратино, Внучки, Синеглазки и всех тех, кого дети уже полюбили, можно разыгрывать сценки, в которых куклы демонстрируют, как надо приглашать, чтобы вместе поиграть или что-то сделать, как следует правильно попросить, поблагодарить. Куклы очень вежливы и знают много «волшебных слов». Дети учатся на их примере правильному, красивому, поведению, хорошим словам. Но игрушки могут, подражая детям, и поссориться, не поделить чего-то, обидеть друг друга злым словом. Вместе с детьми следует обсудить, что же из такого поведения получается: игрушки обиделись, подрались, ничего не успели сделать, только дружбу с вою чуть- чуть не потеряли. Через какое-то время в следующей сценке можно показать, как куклы уже исправились и все делают вместе. Дружно, вежливо, договариваются, уступают друг другу, произносят при этом «волшебные слова», ходят друг к другу в гости с подарками. Учат правильному общению и известные ролевые игры, например, «Магазин», где нужно вежливо поздороваться, правильно попросить. Поблагодарить и уходя, попрощаться. С начала, конечно, воспитатель должен демонстрировать «правильное поведение» продавца. Должен подсказать и покупателю, как себя вести, что говорить, как отвечать. Дети будут учиться тому, «как надо», и при необходимости исправлять сверстников-незнаек. В этом возрасте неумение общаться часто приводит к конфликтам. Необходимо обучать детей способам примирения с помощью речевых средств. Вот, например, такой стишок, скрепленный соединением мизинцев, помогает забыть ссору:

Ехали на лодке,

Кушали селедку,

А селедка не годится,

Надо, надо помириться.

Мир, мир – навсегда,

Ссора, ссора-никогда!

Часто спасительным при детских конфликтах оказывается юмор. Воспитатель должен стихами описать увиденную ситуацию.

Петушился-петушился

Забияка-петушок-

Забияке где-то в драке

Оторвали гребешок. (В. Берестов)

Также можно разыграть текст в настольном театре.

Наседка нередко ругала цыплят:

«Кончайте клеваться, кому говорят!

Кто много клюется,

Тот мало клюет.

Кто мало клюет,

Тот плохо растет.

Кто плохо растёт,

Тот бессилен и худ.

Кто худ и бессилен,

Того заклюют». (В. Берестов)

Дети 4-го года жизни любят заучивать лукавые тексты-пожелания или давать друг другу дельные советы. Например,

Кто бросает вещи в беспорядке,

С тем они потом играют в прятки. (Б. Заходер)

Дети любят также работать с текстами, в которых пропущены слова вежливости, с радостью их подсказывают героям. Знание «как надо» не обязательно сразу приведет к использованию в жизни, для этого воспитателю и родителям необходимо отмечать ростки хорошего и закреплять их в дальнейшем.

Публикации по теме:

Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста. Из опыта работы Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста. Что помогает человеку в общении с окружающими? Культура поведения. Именно.

Перспективный план работы с родителями по формированию морально-нравственного поведения у дошкольников (подготовительная группа) Сентябрь * "Советы для родителей" (папка-передвижка) / /Л. Васильева-Гангус "Азбука вежливости", стр. 9 * Разговор:.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Времена года и погода
  • Лето
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. Обучение речевому этикету детей 4-го года жизни
Опубликовано: 7 января 2014 в 22:36
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Шар»
Меньше месяца осталось до наступления главного праздника, которого ждут все дети и даже взрослые - Нового года. В детском саду все уже начали усердно...
Конспект открытого музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста...
( Дети заходят в зал, встают полукругом) Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними,...
Конспект занятия по рельефной лепке в средней группе на тему: «Зима в лесу»
Программное содержание: - закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе; - расширить и закрепить знания детей о диких животных, об...
Наши развивающие планшеты
Здравствуйте уважаемые коллеги. В нашем детском саду объявлен конкурс ноябрь - январь "Развивающие пособия для детей раннего возраста". Вот,...
Присоединились к акции «Гирлянда дружбы».
Гирлянда дружбы. ( Фотоотчет) 2 декабря воспитанники старшей группы МКДОУ «Терновский детский сад №1» стали участниками Международной миротворческой...