Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»

Елена Тянгаева
Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»

В дошкольном образовании происходят большие перемены. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГТ к структуре ООП и условиям ее реализации а сейчас рассматривается проект Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждены новые СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 1 сентября 2013г. вступает в силу новый закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В свете новых требований предъявляемых к дошкольного образованию наша задача – оптимизировать педагогический процесс.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти

непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной

образовательной деятельности. Во всех режимных моментах (кроме времени, отведенного на сон) мы обязаны создавать условия для решения задачи всех образовательных областей. Обеспечить последовательное осуществление воспитательно-образовательной работы с указанием используемых средств, форм и методов помогает планирование.

Перспективное планирование – позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, единство работы воспитателей.

Перспективно-календарное планирование обеспечивает:

1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную, восприятие художественной литературы, и др).

2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.

3. Реализацию принципа интеграции.

Сегодня мы подробно рассмотрим вопросы планирования совместной деятельности в режимных моментах.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдение общественных норм и этикета. Т. Богина, Л. Ионова, Н Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков: умывание, чистка зубов, причёсывание, одевание, чистка и мытьё обуви, уход за верхней одеждой, уборка постели, приём пищи, питьё, в туалете (пользование туалетной бумагой, мытьё рук после туалета, перемена одежды с учётом погоды, содержание личных вещей в порядке.

Планирование образовательной работы, режимных моментов в течение дня поможет обеспечить рациональное распределение разнообразных форм работы по дням недели и распределить материал для формирования и закрепления знаний, умений и навыков дошкольников. По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусмотреть постепенное усложнение как содержания, так и методов воспитания, обучения, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития.

Учитывая требования современные требования СанПиН, мы, конечно, исключим из планирования чистку и мытьё обуви, уборку постели. Но вполне можно планировать работу по обучению детей умению вытирать обувь о коврик или решётку, обметать обувь от снега веником в зимнее время, аккуратному складыванию пижамы после сна. Так как в нашем детском саду в данное время не практикуется чистка зубов, то мы можем планировать работу по выработке правильного навыка полоскания рта после еды.

Многие формы и методы работы, используемые в режимных моментах, повторяются ежедневно, поэтому предлагаю планировать их сразу на месяц, т. е. перспективно, указывая форму работы, цель. В календарный план вписывать только название формы работы, а в перспективном плане отмечая дату проведения.

Режимный процесс Форма работы, цель Образовательная область Даты проведения

умывание

Одевание,

раздевание

закаливание

Приём пищи

Дежурство по столовой

Рассмотрим содержание работы в ходе режимных моментов по образовательной области «Здоровье».

Умывание:

• правила поведения в умывальной комнате (не толкаться, мыть руки по очереди, подходить к раковине по двое и т. п.)

• последовательность действий при мытье рук (закатывание рукавов при необходимости, правильное намыливание, смывание пены, отжимание рук);

• вытирание лица, рук и последовательность действий;

• правильное пользование полотенцем;

• кратность мытья рук;

• пользование расческой;

• содержание носа в чистоте;

• пользование носовым платком.

В процессе одевания и раздевания необходимо отрабатывать:

• правильную последовательность одевания и раздевания (предложить воспитателям воспроизвести последовательность);

• умение аккуратно складывать одежду (предложить воспитателям рассказать о способах складывания, продемонстрировать);

• правильное размещение её в шкафу, на стульчике (уточнить что где храним);

• хранение физкультурной формы (уточнить);

• способы ухода за одеждой: расправлять, выворачивать, просушивать;

• Умение застёгивать и расстегивать разнообразные виды застёжек;

• Умение обращаться с просьбой и благодарить за оказанную услугу;

При проведении закаливающих процедур:

• ценность здоровья;

• необходимость закаливания,

• правильная осанка;

• бережное отношение к своему телу;

• функциональное назначение частей тела и органов чувств;

• Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения во время закаливания.

Во время приёма пищи:

• знакомство с правилами поведения во время еды, столовым этикетом;

• пользование столовыми приборами;

• пользование салфеткой;

• культурой еды: жевать с закрытым ртом, наклоняться над тарелкой, отламывать кусочки котлеты, запеканки, есть ягоды из компота ложкой, после того как выпит компот и т. д. (предложить воспитателям продолжить);

• полоскание рта после еды (уточнить, как правильно это нужно делать);

• польза разнообразных продуктов;

• функциональное назначение частей тела и органов чувств;

• правилами выхода из-за стола;

• переноса посуды (чашка, блюдце).

В режимных моментах можно планировать деятельность дежурных по столовой (о. о. «Труд»):

• подготовка к дежурству (последовательность действий);

• последовательность сервировки стола (уточнить с воспитателями);

Теперь предлагаю рассмотреть какие формы работы можно планировать в процессе этих режимных моментов.

Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Мы с вами помним, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Важно особенно в младшем дошкольном возрасте использовать игровые приёмы.

Планируя работу по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо знать программные задачи своей возрастной группы. В связи с этим в планировании должно просматриваться усложнение задач, т. е. сначала планируются обучающие, формирующие задачи, затем развивающие, закрепляющие умения, далее совершенствование умения, навыка. Таким образом, в планировании будет соблюдён принцип последовательности в работе с детьми. Для реализации принципа интеграции необходимо просмотреть задачи всех образовательных областей, которые будут решаться в течение месяца, и постараться подобрать соответствующие формы работы.

Можно использовать следующие формы работы:

• Чтение потешек, коротких стихов, загадок;

• Внесение игровых, сказочных персонажей;

• Игровое упражнение;

• Дидактические игры («Часы», «Гусеница»);

• Рассматривание иллюстраций, картин схем с последовательностью выполнения действий (мытьё рук, умывание, полоскания рта, причёсывание, одевание, раздевание и т. п.);

• Ситуативный разговор (о правилах этикета, правилах поведения за столом, в спальне, о пользе продуктов, об одежде по сезону, погоде; о пользе закаливания и т. п.) ;

• Показ способа действия взрослым или ребёнком (например, как правильно вытирать руки полотенцем);

• Пословицы, поговорки (старший дошкол. возр.);

• Словесные игры;

• Знакомство с правилами.

• Дежурство: по спальне, умывальной комнате, раздевалке (старший дошкол. возр.);

• Проблемные ситуации.

Цели у этих форм работы могут быть самые разнообразные:

• Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания, приёма пищи, одевания.

• Развитие умения планировать свою деятельность.

• Закрепления правил поведения за столом, в спальне и т. д.

• Знакомство с правилами безопасного поведения.

Воспитание культуры еды, общения.

• Знакомство с правилами этикета.

Воспитание бережного отношения к вещам.

• Развитие представлений о здоровой и полезной пище.

• Развитие представлений о пользе закаливания.

• Расширение и активизация словаря детей.

• Отработка грамматических категорий, т. е. умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.

• Упражнять в умении правильно использовать в речи предлоги.

• Знакомство детей со свойствами и качествами материалов (например, какой бывает вода? Какое полотенце на ощупь? и т. п.)

• Упражнения в использовании вежливых слов и другие.

Планируя воспитательно-образовательную работу в процессе режимных моментов, мы можем решать задачи большинства образовательных областей, например таких как: «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Здоровье», «Труд», «Социализация». А так же способствовать и развитию интегративных качеств: «Любознательный и активный», «Овладевший средствами общения», «Физически развитый», «Способный управлять своим поведением».

Таким образом, можно сделать вывод, что планирование данного раздела, важный момент в планировании воспитательно-образовательной работы с детьми.

При выборе форм работы с детьми в режимных моментах вы можете использовать следующие методические пособия:

1. И. Н. Курочкина «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников»

2. В. А. Зебзеева «Организация режимных процессов в ДОУ»

3. В. Г. Алямовская, К. Ю. Белая и др. «Ребёнок за столом»

Приведу примеры некоторых форм работы с названиями:

«Как правильно пользоваться вилкой», «Как каша помогает расти», конкур «Самый аккуратный стол», «Самая чистая тарелка», словесная игра «Комплимент», поговорка «Кто опрятен - тот приятен». Упражнения: «Надо, надо умываться…», «Подружка расческа, а где же причёска», «Съедим кусочек хлеба», «Моя помощница – салфетка», «Благодарим за обед».

Стихотворение:

Хлеб очень рад, когда его едят.

И обижается и плачет,

Когда он ничего не значит

Для легкомысленных ребят.

Публикации по теме:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 28 августа 2013 года совет Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным стандартам утвердил Федеральный государственный.

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Зима
  • Осень
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Перспективно-календарное планирование режимных моментов»
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 22:11
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....