МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием»

Ирина Баландина
Консультация для воспитателей «Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием»

Развитие графо-моторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи.

Письмо – один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык. Триггер Р. Г. отмечает, что развитие графических навыков зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогает в развитии графических навыков способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению.

Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием“» размещена в разделах

Обследование особенностей сформированности графомоторных навыков у детей с речевой патологией показало, что для них характерны некоторые нарушения общей моторики, пространственной ориентировки, затруднения в дифференциации пространственных понятий, нарушения зрительно-моторной координации. Особые затруднения были связаны с недостаточно сформированной способностью к переключению с одного движения на другое. Наиболее ярко моторная недостаточность моторики рук проявлялась при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. Большинство детей выполняли задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. У детей с общим недоразвитием речи трудности вызывала динамическая организация двигательного акта. Наиболее нарушенным являлась возможность одновременного выполнения движений.

Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:

Нормализация мышечного тонуса. При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения.

При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Пальчиковый игротренинг. Пальчиковые игры широко представлены в работах С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С. В. Щербининой, А. Бейлиной, Т. А. Ткаченко, И. Е. Светловой и других авторов. Светлова Е. И. считает, что теневой театр поможет детям в умении владеть своими пальчиками. Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Исследователи указывают, что включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Вырезывание ножницами. Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.

Изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче выучиваются писать.

Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, оригами. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги. Материалом для плетения могут быть береста, нитки лыка, прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др.

Занятия, упражнения и игры с использованием детской продуктивной деятельности. Большим корекционно-развивающим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в детском саду виды детской продуктивности (рисование, лепка, аппликация, плетение, конструирование, а также и нетрадиционные виды деятельности, пока еще мало используемые в практике воспитателей : сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; вышивание цветной тесьмой по деревянной пластине с проделанными на равном расстоянии отверстиями; ниткопись – вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения. ; пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают педагогу широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти.

Формирование графо-моторных навыков.

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

1) низкий темп письма;

2) быстрая утомляемость при письме;

3) неровная, «дрожащая» линия;

4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

5) слишком сильный нажим;

6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;

7) несоблюдение размера графических элементов;

8) несоблюдение наклона письма;

9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

10) нежелание выполнять письменные упражнения.

Гигиенические правила письма.

Посадка при письме. Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправлены и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку.

Положение рук при письме. Рука пишущего должна лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист. Левая рука ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Положение ручки. Свободное движение пишущей руки обеспечивается прежде всего тем, как ребенок берет ручку. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания пальцев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – около двух сантиметров. При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подняты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следствием этого является преждевременное утомление и снижение темпа письма. Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.

Положение тетради. От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Для того чтобы избрать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо положить ладони на стол (парту, опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придерживает ее сверху.

Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.

Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и обстоятельно анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль за своей посадкой.

Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо

Формирование базовых графических навыков.

Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма

Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Это такие упражнения, как «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево - вправо, вверх - вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру); различные «дорожки» (нарисуй дорогу, по которой поедет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь, по которому летел самолётик); «Дорисуй недостающую фигуру»; «Найди, кто спрятался»; «Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок». Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах, функции контроля как неотъемлемые компоненты графо-моторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

Данное направление можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.

На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить дошкольников рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:

а) не заходить за контур;

б) не оставлять пробелов;

в) выполнять движение в одной плоскости.

Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т. д.).

2-й этап. Работа дошкольников в тетради в крупную клетку.

На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка, учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.

3-й этап. Работа в тетради в мелкую клетку.

4-й этап. Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки, крючочки и т. д.

Нормализация оптико-пространственных ориентировок.

Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей:

1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)

2. Ориентировка в помещении.

На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)

3. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).

4. Ориентировка на плоскости.

Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

5. Ориентировка в клетке, т. к. клетка является маленькой копией листа.

Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров.

6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию.

Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их выполнения, т. е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.

7. Уточнение значений предлогов.

Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.

Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом:

1. Развитие зрительного гнозиса (узнавание).

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Диференциация смешиваемых букв.

На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т. д.

При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.

Изучение уровня развития графо– моторных навыков и других вспомогательных процессов проводился по следующим критериям:

1. Определение ведущей руки. (Проводилась по параметрам, предложенным М. М. Безруких, дополнительно применялась методика

М. Озьяс).

2. Определение уровня развития мелкой моторики рук. (Использовались методики Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова, Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич, а также мотометрический тест “Вырезывание круга” под редакцией Г. И. Сердюкова).

3. Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т. А. Павловой).

4. Выявление трудностей зрительного восприятия. (Использовалась переработанная М. М. Безруких тестовая методика M.Frosig).

5. Определение развития графического навыка. (Проводилось по критериям предложенным Н. В. Нижегородцевой).

Исходя из данных диагностики, чтобы добиться высокого уровня развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

2. Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.

3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).

5. Увеличить объем внимания, памяти.

6. Развивать речь.

7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

8. Сохранение здоровья.

Для решения данных задач в нашем детском саду на основе различных методических источников была разработана серия занятий по подготовке детей к письму в школе. Мы постарались учесть не только все этапы развития мелкой моторики и подготовки к письму, но и осуществить взаимосвязь между темой нашего занятия и лексической темой заданной логопедом.

Обучение детей пятилетнего возраста графическим навыкам проводится в два этапа:

1-й этап – подготовительный. Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики. Работу необходимо проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 3–5 минут на музыкально-ритмических и физкультурных занятиях, на занятиях логопеда, воспитателя, во время прогулок, игр. С детьми затрудняющимися выполнять движения, следует заниматься индивидуально.

Здесь ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз, горизонтальными (слева – направо, наклонными (сверху – вниз, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити, полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т. д., крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т. д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как “Попади в цель”, “Дорожки”. Детям предлагаются: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, копирование рисунков с помощью копировальной бумаги.

2-й этап – непосредственное обучение графическим навыкам. На этом этапе, который следует начинать в январе, дети должны научиться:

1. Ориентироваться в тетради в крупную клетку.

2. Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.

3. Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.

4. Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

На этом же этапе, начиная с 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая и длинная палочки, короткая и длинная палочки с закруглением внизу, палочка с закруглением вверху и внизу, удлиненная вниз петля, удлиненная вверх петля, левые и правые полуовалы, овалы. Шестилеткам трудно рисовать петельки, полуовалы и овалы. Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста – освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе.

Занятия с детьми шестилетнего возраста рекомендуется начинать в сентябре. При этом тренировку пальцев и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно.

Графические упражнения приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом мы не предлагаем обучать письму прописных букв. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку.

Также данные занятия преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т. д., пространственное ориентирование.

Технология развития графических навыков заключается в системности и целостности всех форм деятельности – специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения.

Литература

1. Антонова А. В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи : Методическое пособие. – М., 1997.

2. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М. : Издательство “ГНОМ и Д”, 2003. – 120 с.

3. Безруких М. М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2001. – 256 с. : ил.

4. Галкина Г. Г., Дубынина Т. И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. : Издательство “Гном и Д”, 2005. – 40 с.

5. Крушельницкая О. И., Третьякова А. Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.

6. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с. : ил. – (Подготовка детей к школе).

7. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 64 с. (“Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала”. Вып. 10).

Публикации по теме:

Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование общих речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. Формирование общих речевых навыков у детей осуществляется учителем-логопедом,.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1–2 уровня (ТНР) Уважаемые коллеги и родители, я хочу поделиться с Вами конспектом занятия из моей копилки. В моей практике есть дети с тяжелыми нарушениями.

Консультация для родителей «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Большинство родителей считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время у значительной части детей дошкольного возраста наблюдается слабое развитие зрительно-двигательных связей, недостаточное.

Консультация «Развитие внимания и памяти в группе детей с общим недоразвитием речи» Важной коррекционной задачей в группе с общим недоразвитием речи является развитие памяти и внимания. Эти процессы теснейшим образом связаны.

Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М. Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие.

Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В настоящее время увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии, в том числе и детей с общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием.

Сценарий развлечения для детей в средней группе с общим недоразвитием речи «Весна» Тема: «Весна». Возрастная группа: Средняя Цель: Создание у детей радостного настроения, вызвать положительный эмоциональный подъем. Задачи:.

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи Современный ребенок 5-6 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием»
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 19:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...

16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД