Получи документы

Консультация для воспитателей «Составление загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Татьяна Земскова
Консультация для воспитателей «Составление загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Прежде чем озвучить тему сегодняшнего выступления, я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок.

(ВОСПИТАТЕЛЬ)

Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

Итак, тема выступления «Загадка как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Публикация «Консультация для воспитателей „Составление загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

В своей работе с детьми я, как и все воспитатели, часто использую такие малые формы фольклора, как потешки, пестушки, сказки, считалки, скороговорки, пословицы, в том числе и загадки.

Давайте немного вспомним, что такое загадка?

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Виды загадок : народные и авторские.

Типы загадок :

1) Загадки-описания :

Кто с хвостиком и ушками.

У кого лапки с подушками? (Кошка)

Маленькое, серенькое

А хвостик, как шило. (Мышь)

2) Загадки, которые построены на основе сравнения и сопоставления:

«Лечит, а не врач, стучит, а не мастер» (Дятел)

«Ночью много, а утром не найдёшь ни одной» (Звезда)

3) Загадкиметафорические образы:

«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)

«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)

4) Загадки – шутки :

Можно предложить дошкольникам загадки-шутки, которые не только будут касаться развития памяти и мышления, а также поднимут настроение детей на занятии.

Чего нельзя догнать? (Своей тени). Какой косой нельзя косить? (Девичьей). Каким гребнем нельзя расчесаться? (Петушиным).

1) Было триста котов и один мужчина. Сколько было всего ног? (Две ноги).

2) В мельнице было восемь мешков, на каждом мешке сидело по двое мышей, пришёл мельник с котом, сколько теперь стало ног? (Две ноги мельника).

5) Загадки – вопросы :

Взрослый стимулирует детей ответить на вопрос, таким образом разгадывая загадки.

В какую бочку нельзя налить воду? (В полную). С какой бочкой за водой едут? (С пустой).

6) Загадки – обманки :

Воспитатель просит дошкольников отгадать загадки, сказав, что не всегда отгадка в рифму является правильной.

1)Из пальмы вниз, на пальму снова,

Шустро прыгает «корова». (Мартышка).

2) На сосне, как в барабан

Громко стал стучать «баран». (Дятел).

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки :

- обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

- помогают увидеть вторичные значения слов;

- формируют представления о переносном значении слова;

- помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Но я считаю, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, нужно догадаться, отгадать.

И как же еще играть в загадки? Это значит не только отгадывать их, а наоборот – придумывать! И так начнем.

Наверное, нет ни одного ребенка, который бы с раннего возраста не был знаком со стихотворениями А. Л. Барто из цикла «Игрушки». На материале этих простых, но чрезвычайно образных коротких стихотворений можно начинать работу по сочинению загадок с детьми младшего возраста. Например, «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший». Предлагаем детям заменить слово- предмет «мишка» на местоимение «он». Получается: «Уронили его на пол, оторвали ему лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший». Получилась загадка, которую дети легко отгадывают. В дальнейшем, дети легко сочиняют загадки о зайке, слоне и других персонажах:

- Спать пора, уснул бычок,

Лег в коробку на бочок,

Сонный мишка лег в кровать.

Только он не хочет спать,

Головой кивает он,

И кому-то шлет поклон.

(слон)

- Его бросила хозяйка,

Под дождем он оказался:

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

(зайка)

Важную роль при сочинении загадок играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку.

Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления. Загадки тем и полезные, что во время их проработки ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки. Отгадывая загадку, дошкольники включают процесс мышления, памяти, внимания и все свои мнения выражают в речи.

Важно заинтересовать, вовлечь детей в процесс сравнения, сопоставления. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи!

Очень интересно ребятам, когда приходят сказочные герои. Например, сама Царица Загадок.

Взаимодействие с гостями

- Вы знаете, наша Царица не только любит загадывать загадки, но и придумывать их. Она очень хотела бы, чтобы сегодня вы помогли ей в этом. У меня есть несколько картинок. Воспитатель показывает иллюстрацию елки. На модели показывает первую букву объекта, а в другой графе зарисовка объекта.

Далее выбирают вместе признаки (отличительные особенности)

Воспитатель : Какая елка по цвету?

Гости: зеленая

Воспитатель : А форма елки какая?

Гости: треугольная

Воспитатель акцентирует внимание на том, что она колючая. Что бывает таким же?

Итак, посмотрим.

Признак какая? ( Цвет: Зеленая)

Что бывает таким же? (Огурец, кузнечик, лягушка)

Особенности: Колючая елочка ( ответы: Еж, иголка)

Форма: Треугольная ( ответы: Пирамида, сыр)

Воспитатель : А теперь прочитаем:

Зеленая, как лягушка,

Треугольная, как сыр,

Колючая, как еж.

Теперь мы придумаем загадку про снежинку. Какая она?

Выслушиваем ответы гостей. Иллюстрацию показываем.

Обратить внимание на то, что снежинка бывает резная, красивая. Все снежинки разные.

Итак, начнем придумывать.

Признак: Какая? Что может быть таким же?

Цвет: Белая ( ответы: Заяц, облака, овечка)

Форма: может быть круглой ( ответы: Мяч, арбуз, блин)

Особенности: Холодная (очень) Мороженое, холодильник, лед

Попробуем составить загадку :

Белая, как заяц

Круглая, как блин

Холодное, но не мороженое.

Даже можно сочинить загадки из одного слова.

После того, как дети познакомились с загадками, например, по теме «Домашние животные», можно предложить сочинить загадки, состоящие из одного слова. На что похожа кошка (собака, корова, лошадь? Или, с чем можно сравнить собаку (кошку, корову, лошадь? И дети на основе загадки : «Заворчал живой замок, лег у двери поперек», сочиняют загадку о собаке – «замок», на основе загадок о кошке, выясняется, что загадка о кошке одним словом, это «мышеловка», на основе знаний детей о корове сочиняется загадка – «кормилица», о лошади сочиняется загадка – «стрела», потому что лошадь мчится быстро.

Сочинение загадок можно проводить как на занятиях, так и в свободное от них время, например, на прогулке, наблюдая за явлениями природы, птицами, цветущими растениями. Это поможет сделать жизнь детей более интересной и радостной.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее речевое развитие детей, так как в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Составление загадок как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 декабря 2023 в 23:47
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД